Difendi questa umanità Anche restasse un solo uomo
Анализ 03.03

Вариации на basso ostinato (продолжение)

План анализа:

1) Характеристика басовой темы. Обычно во вступлении проходит отдельно.
2) Положение темы при варьировании. Тема может покидать бас и переходить в другие голоса (свободная форма). Мигрирующее остинато.
3) Вариации. Как меняется то, что над басом.
4) Форма второго плана. В вокальной музыке очень часто в качестве формы второго плана выступают ария da capo или рондо.

Вивальди, ария "Pianto, Gemo" (пассакалия)



- басовая тема дается в сопровождении аккордов, формула темы стандартная - спуск по хроматической гамме от I ступени у V и возвращение к I; тема занимает 4 такта
- форма второго плана - ария da capo
- 1-ая часть: тема проходит 7 раз в тональности e-moll
- средний раздел в тональности D, тема проходит 4 раза
- используется текст с особой строфой ААBCCB, такой тип строфы был популярен для вокальной музыки барокко - т.н. двойная строфа, во Франции она называлась Ронсарова строфа
- варьирование: голос вначале соответствует теме, затем идёт смещение (барочная музыка идет за рифмой). Но в основном строит мелодию по теме. То же в средней части, но мелодия другая, кульминация в низком регистре
- гармония: вся средняя часть в другой тональности

Появление мелодии певца в музыке называется “новая мелодия”. Иногда это можно встретить и в инструментальной музыке.
Ритурнель - то, что играется отдельно от пения.

Перселл, ария Дидоны из оперы “Дидона и Эней”



- тема похожа (спуск от I ступени к V), отличается лишь последним завитком, тема занимает 4 такта и проходит 10 раз с напряжением гармонии ближе к концу, сопровождение органа для сгущения скорбного аффекта
- в голосе первое вокальное построение не равно масштабам темы, в одно проведение помещается две басовые темы; во втором проведении, та же мелодия и 3-4-ые проведения темы; далее меняется мелодия, появляются декламационные фразы (remember me) и кульминация на соль;
- форма второго плана выстраивается по вокальной мелодии - AABB - по идее это пара периодичностей, но лучше так не называть, можно назвать строфической формой


Барочная двухчастная форма

Это не простая двухчастная форма!
Ориентация прежде всего на литургию, а потому никаких квадратов, никаких периодов, как правило, в барочная двухчастной форме не бывает.

Первая часть представляет собой т.н. период типа развертывания.Это такое строение, которое не предполагает деления на мотивы, предложения, но имеет свои разделы, называемые ядро (зерно), развертывание и каданс - это три фазы развития процесса.

Ядро - комплекс основных интонаций, характеризуется кругооборотом основных функций - T, S, D, T.

Развертывание - отличается от развития (за счет дробления, секвенцируетсядро и т.д.). Развертывание - дление музыкального движения. Развертывается музыка, как разматывается клубок разноцветной нити.
Композиторов барокко не интересовало развитие (дробление, обработка бетховеновского типа), их интересовало развертывание (за счет смены гармонии и тд), причем почти бесконтрастное.

Каданс - целая площадка, в которой чувствуется завершение.

Асафьев взял для обозначения этих фаз латинские термины - initio, motus, terminus.

Таким образом построен период типа развертывания. У него есть также определенные требования: он должен модулировать в тональность D (как правило).
Затем композитор ставит знак репризы или выписывает ее еще раз, т.е. период должен прозвучать дважды.

Вторая часть барочной двухчастной формы также пишется в форме периода типа развертывания, но из D эта часть должна вернуться в основную тональность, также прозвучав дважды.


Люлли, ариетта Гермионы из оперы “Кадм и Гермиона” (Amour, vois quels maux tu nous fais..)

- ритурнель устанавливает основную тональность f-moll
- здесь выделить фазы трудно, мелодия сквозная
- ядро - вероятно, первые два такта, развертывание и каданс в тональность D. Повторение дословное
- вторая часть (Со слов tes rigueurs) с другой мелодией. Вторая часть значительно больше, выписана два раза


Бах, ария тенора Benedictus из Мессы h-moll



- в ариях Баха всегда есть солирующий инструмент, здесь это скрипка
- канонический текст
- в сопровождении уже звучат ядро, развертывание (триольное плетение мелодии у скрипки) и каданс
- у певца каданс модулирует не в D, а в параллельный мажор; звучит дополнение
- поскольку это церковная музыка, первая часть не будет повторяться, ритурнель подтверждает каденции в D-dur
- вторая часть возвращает нас в основную тональность, дополнение из первой части также проходит в главной тональности
- в заключительной ритурнели сокращен отрезок ядра

Такая двухчастная форма составляет обычно структуру первой части арии da capo.