Difendi questa umanità Anche restasse un solo uomo

Анализ 10.02.

Концентрическая форма


Музыкальная концентрическая форма представляет собой симметричное распределение частей вокруг центра.

 

В буквенном обозначении: ABCBA, где раздел С - центр симметрии.

Частей может быть не 5, а больше, например: ABCDCBA. Возможности не ограничены.

 

Где используется подобная форма?

 

Музыка течет слева направо, а концентрическая форма архитектонична, поворачивает время вспять.

 

(По теме - у Пауля Хиндемита на этом построена целая опера "Туда и обратно" .

В такой форме балет Прокофьева "Сказка о семи шутах.."

 

! Сказка - область фантастики, где нарушается естественный ход времени

В вокальной театральной музыке, особенно в сказочных операх используется подобная композиция, это связано с волшебным представлением о времени.



В концентрической форме написаны следующие произведения:

 

* Шуберт, песня "Приют" из цикла "Лебединая песня"

* Римский-Корсаков, песня индийского гостя оперы "Садко"

* Римский-Корсаков, ария Лебедь-птицы из оперы "Сказка о царе Салтане"

* Бородин, ария князя Игоря из оперы "Князь Игорь"



Роль центра симметрии

 

Центр - это та точка, которая организует вокруг себя другие части, она должна обладать значимостью.

 

С точки зрения оперного сюжета в центр симметрии помещается очень важная мысль или событие (например, раскрывается некая тайна).

* Опера Хиндемита "Туда и обратно" - в центре действия монолог мудреца. Монолог - колдовство, и дальше действие идет вспять, вплоть до комических подробностей (бабуля чихает наоборот)

 

В музыке как в искусстве временном использование формы, следующей пространственным законам - нелогично.

Например, ABCBA, исходя из музыкальной логики: A - вступление, B - основная тема, а что тогда C?

 

Концентрическая форма нарушает функциональную логику музыкальной формы.

Композитор, который желает в силу каких-то причин (сказочный сюжет или персонаж) выбирает концентрическую форму.

 

 

Разборы:



Шуберт, песня "Приют" из цикла "Лебединая песня"

 

- концентрическая форма используется здесь для изображения замкнутого состояния героя, безысходности

- общая структура: ABCDCBA

- A - фортепианное вступление, фраза в басу. В самом конце эту фразу в кульминации в верхнем регистре поёт певец ("Чаща лесов - мой приют" . Выполняет функцию вступления и заключения с дополнением

- B - главная тема на слова "бурный поток", в конце звучит как реприза. Устойчивый раздел, по форме - предложение в тональности e-moll

При повторении на словах ("голые скалы" - fff, соль вверху, в фортепиано c-moll в e-moll, эта гармония называется шубертовская шестая, т.е. минорная шестая

- C - "как там кипучие волны идут", затем это будет на слова "как скалы там неподвижно стоят", практически весь раздел на гармонии D, неустойчивый раздел модулирует в тональность D, "горько так слезы бегут" - приход в тонику h-moll, затем фортепиано переводит все в тональность G-dur. Такой раздел называется "ход" (Gang).

В конце этот раздел идет точно так же в h-moll, дальше включается фортепиано, которое теперь приводит в главную тональность e-moll

- D - центр симметрии - "как там деревья шумят" - самый светлый момент в G-dur, партия рояля дублирует партию певца, заканчивается триолями у певца, также G-dur



Римский-Корсаков, песня индийского гостя из оперы "Садко"

 

- использование концентрической формы для изображения сказочных чар

- общая структура: ABCB1A

- вся песня идет на тоническом органном пункте, статика

- 4 такта фортепианного вступления, затем в оркестре проводится основная тема А, которую повторяет певец

- А - зачин, как вступление

- B - главная тема, собственное рассказ о камне, из двух предложений

- С - центр - "райские все песни" - рассказ о чарующем пении феникса, звучит это все же неустойчиво, т.к. на тоническом органном пункте расположена доминанта

- B1 - динамизация за счёт повышения тесситуры, кульминации, второе предложение "кто ту птицу слышит" уже в прежнем регистре

- А - "не счесть алмазов" - слова точно повторяются, звучат уже как вывод, последняя фраза с ритмическим расширением



Римский-Корсаков, ария Царевны-лебеди из оперы "Сказка о царе Салтане"

- огромная концентрическая форма, общая структура - ABCDEDCBA

- сама тональность - G-dur

- оркестровое вступление делится на две части, разделы A и B концентрической формы

- А - вступление арфы

- B - оркестровое вступление

- C - "ты, царевич, мой спаситель" - на доминантовом органном пункте, продолжает вступление, неустойчивый раздел

- D - poco piu animato, "утро ночи мудренее" - постепенный уход от тоники, сложные гармонии, уходит в область H, все кажется неустойчивым

- Е - центр симметрии - "ты не лебедь ведь избавил" - раскрытие тайны, самый неустойчивый раздел, сложный по гармонии,

- D - "отплачу тебе добром" - другой текст
- С - "а теперь ты воротись" - доминантовый органный пункт, разрешение в Т

- B - оркестр

- А - арфа