Анализ 10.02.
Концентрическая форма
Музыкальная концентрическая форма представляет собой симметричное распределение частей вокруг центра.
В буквенном обозначении: ABCBA, где раздел С - центр симметрии.
Частей может быть не 5, а больше, например: ABCDCBA. Возможности не ограничены.
Где используется подобная форма?
Музыка течет слева направо, а концентрическая форма архитектонична, поворачивает время вспять.
(По теме - у Пауля Хиндемита на этом построена целая опера "Туда и обратно" .
В такой форме балет Прокофьева "Сказка о семи шутах.."
! Сказка - область фантастики, где нарушается естественный ход времени
В вокальной театральной музыке, особенно в сказочных операх используется подобная композиция, это связано с волшебным представлением о времени.
В концентрической форме написаны следующие произведения:
* Шуберт, песня "Приют" из цикла "Лебединая песня"
* Римский-Корсаков, песня индийского гостя оперы "Садко"
* Римский-Корсаков, ария Лебедь-птицы из оперы "Сказка о царе Салтане"
* Бородин, ария князя Игоря из оперы "Князь Игорь"
Роль центра симметрии
Центр - это та точка, которая организует вокруг себя другие части, она должна обладать значимостью.
С точки зрения оперного сюжета в центр симметрии помещается очень важная мысль или событие (например, раскрывается некая тайна).
* Опера Хиндемита "Туда и обратно" - в центре действия монолог мудреца. Монолог - колдовство, и дальше действие идет вспять, вплоть до комических подробностей (бабуля чихает наоборот)
В музыке как в искусстве временном использование формы, следующей пространственным законам - нелогично.
Например, ABCBA, исходя из музыкальной логики: A - вступление, B - основная тема, а что тогда C?
Концентрическая форма нарушает функциональную логику музыкальной формы.
Композитор, который желает в силу каких-то причин (сказочный сюжет или персонаж) выбирает концентрическую форму.
Разборы:
Шуберт, песня "Приют" из цикла "Лебединая песня"
- концентрическая форма используется здесь для изображения замкнутого состояния героя, безысходности
- общая структура: ABCDCBA
- A - фортепианное вступление, фраза в басу. В самом конце эту фразу в кульминации в верхнем регистре поёт певец ("Чаща лесов - мой приют" . Выполняет функцию вступления и заключения с дополнением
- B - главная тема на слова "бурный поток", в конце звучит как реприза. Устойчивый раздел, по форме - предложение в тональности e-moll
При повторении на словах ("голые скалы" - fff, соль вверху, в фортепиано c-moll в e-moll, эта гармония называется шубертовская шестая, т.е. минорная шестая
- C - "как там кипучие волны идут", затем это будет на слова "как скалы там неподвижно стоят", практически весь раздел на гармонии D, неустойчивый раздел модулирует в тональность D, "горько так слезы бегут" - приход в тонику h-moll, затем фортепиано переводит все в тональность G-dur. Такой раздел называется "ход" (Gang).
В конце этот раздел идет точно так же в h-moll, дальше включается фортепиано, которое теперь приводит в главную тональность e-moll
- D - центр симметрии - "как там деревья шумят" - самый светлый момент в G-dur, партия рояля дублирует партию певца, заканчивается триолями у певца, также G-dur
Римский-Корсаков, песня индийского гостя из оперы "Садко"
- использование концентрической формы для изображения сказочных чар
- общая структура: ABCB1A
- вся песня идет на тоническом органном пункте, статика
- 4 такта фортепианного вступления, затем в оркестре проводится основная тема А, которую повторяет певец
- А - зачин, как вступление
- B - главная тема, собственное рассказ о камне, из двух предложений
- С - центр - "райские все песни" - рассказ о чарующем пении феникса, звучит это все же неустойчиво, т.к. на тоническом органном пункте расположена доминанта
- B1 - динамизация за счёт повышения тесситуры, кульминации, второе предложение "кто ту птицу слышит" уже в прежнем регистре
- А - "не счесть алмазов" - слова точно повторяются, звучат уже как вывод, последняя фраза с ритмическим расширением
Римский-Корсаков, ария Царевны-лебеди из оперы "Сказка о царе Салтане"
- огромная концентрическая форма, общая структура - ABCDEDCBA
- сама тональность - G-dur
- оркестровое вступление делится на две части, разделы A и B концентрической формы
- А - вступление арфы
- B - оркестровое вступление
- C - "ты, царевич, мой спаситель" - на доминантовом органном пункте, продолжает вступление, неустойчивый раздел
- D - poco piu animato, "утро ночи мудренее" - постепенный уход от тоники, сложные гармонии, уходит в область H, все кажется неустойчивым
- Е - центр симметрии - "ты не лебедь ведь избавил" - раскрытие тайны, самый неустойчивый раздел, сложный по гармонии,
- D - "отплачу тебе добром" - другой текст
- С - "а теперь ты воротись" - доминантовый органный пункт, разрешение в Т
- B - оркестр
- А - арфа