Difendi questa umanità Anche restasse un solo uomo
Анализ 30.09.16
Период
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРИОДА
Периодом называется наименьшая музыкальная форма, в которой (1) излагается (2) одна относительно развитая и законченная музыкальная мысль.
1) Излагается: период - форма для изложения, это экспозиционная музыкальная форма.
2) Одна: период - маленькая форма, рассчитанная на изложение одной мысли, темы.
Период используется не только в музыке.
Период в риторике представлял собой интонационную конструкцию: протасис (повышение интонации) и аподосис (понижение интонации).
* Лермонтов “Когда волнуется желтеющая нива”: первые 3 строфы - протасис, 4-ая - аподосис
* Фет “О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной”
Термин "период" употребляется не только по отношению к языку, но и в технических науках. В акустике период - цикл колебательный двитежений.
Во всех науках пенриод - относительно законченное единое явление, внутри себя развитое.
II. ЧАСТИ ПЕРИОДА
① Предложение - самая крупная часть периода. Часть музыкальной речи, заканчивающаяся каденцией - этим предложение отличается от фразы.
В периоде может быть
- 2 предложения, каденции разные- 1-ая на D, вторая на Т;
- 3 предложения;
- может быть 4 предложения - т.н. сложный период.
Больше предложений в периоде быть не может, т.к. форма начнёт "разваливаться".
Предложение состоит из фраз.
② Фраза - построение в музыке, после которого берется дыхарие.
Обычно фраза занимает 2 такта.
Период занимает оптимально 8 тактов, но может состоять и из большего количества тактов (это зависит в т.ч. от темпа).
В периоде может быть и меньше восьми тактов при сложном метр и медленном темпе (даже 2 такта).
Фразы делятся на мотивы.
③ Мотив - построение, в котором есть 1 метрической акцент, 1 тематический элемент, 1 мелодический оборот.
* Мотивы в начале романса Чайковского "Мой садик". В вокальной музыке мотивы звучат отрывочно. Но здесь Чайковский дробит мелодию на мотивы, следуя тексту
Первые мотивы похожи друг на друга -> есть впечатление развития => относительное развитие за счёт мотивов
④ Субмотив - ячейка мотива, которая отчетливо слышна, но отдельно от мотива никогда не используется
* “Кабы знала я”, “кабы ведала” - субмотивы
III. ГАРМОНИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ПЕРИОДА
Важны не все гармонии в периоде, а начала и концы предложений, поскольку они несут на себе всю гармоническую конструкцию периода.
• Самая популярная схема: T-D, T-T
• Вопросно-ответная схема: T-D, D-T
• Менее распространённая схема: T-D, S-T
• Однообразная: T-T, T-T
*Чайковский "Баркаролла": T-T, T-T - внутри предложения Чайковский делает отклонение, секвенцию и расширение, за счёт чего делает форму менее однообразной, все устойчиво и вместе с тем развито
Период может быть однотональным и модулирующим.
Популярные направления: мажоре - в тональность D, в миноре - в параллельный мажор.
* Чайковский “Мой садик” - модулирующий период из двух предложений из G-dur в h-moll
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ПЕРИОДА
Для анализа тематического строения периода сравнивается материал его предложений.
Периоды делятся на:
• периоды повторного строения (предложения сходны по началу);
• периоды неповторного строения.
Повторное строение дает симметрию, неповторное - процессуальность.
V. КВАДРАТНОСТЬ И НЕКВАДРАТНОСТЬ В ПЕРИОДЕ
Квадратность - распространение элементарной метричности на более крупные построения.
Квадратным называется такое построение, количество тактов в котором кратно 4.
Предложение подчиняется принципу квадратности, это создает упорядоченнлсть.
Однако существуют и неквадратные построения.
2 вида неквадратности:
① Органическая неквадратность - неквадратность, возникшая сама по себе, изначальная неквадратность, которая с квадратностью никак не связана.
* народная протяжная песня
* церковная музыка
* музыка Средневековья
- т.е. вся музыка, не связанная с танцем и со стихами.
② Производная неквадратность - неквадратность, возникшая в результате нарушения квадратной основы.
Например, первое предложение периода квадратное (4 такта), второе же содержит 6 или 7 тактов. Т.е. оно помнит о своём квадратном происхождении (особенно если период повторного строения).
4 приёма, за счет которых возникает производная неквадратность:
• В сторону увеличения тактов в предложении:
- Расширение - возникает до заключительной каденции за счет прерванный каденции, секвенции и т.д.;
- Дополнение - всё, что звучит после заключительной каденции.
• В сторону уменьшения тактов в предложении:
- Сжатие - до заключительной каденции;
- Усечение - снятие каденции (пример - окончание вступления застольной из "Травиаты"
. Театральный прием, встречающийся в операх и в симфониях

VI. СИНТАКСИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ПЕРИОДА
Синтаксис в музыкальной теории - соотношение мотивов, фраз и предложений.
Существуют 6 типовых масштабно-тематических структур.
① Периодичность - простая фигура, повторение в периоде одного построения (мотива или фразы).
В буквенном обозначении - АААА. По тактам - 2222 или 1111
Создает единство в периоде. недостаток - не обладает законченностью.
* Чайковский, романс "Кабы знала я, кабы ведала"
* Шуман, "Кьярина" из фортепианного цикла "Карнавал"
* Шопен, прелюдия A-dur
② "Перемена в последний раз" - AAAB1, преодолевает периодичность за счёт появления нового материала в конце.
* Бизе, припев цыганской песни из "Кармен" (траляля)
③ Группа периодичностей, часто пара периодичностей - AABB, другая пара вносит контраст.
* Песня "Как по морю"
* "Во поле береза стояла"
* Бах, органная фуга g-moll
④ Суммирование - два коротких построения сменяются длинным, равным им в сумме. Несёт успокоение, обобщение. По тактам - 112 или 224.
* Чайковский "Мой садик"
* Чайковский "Растворил я окно"
* вальс Шопена
⑤ Дробление - после более крупного построения следуют два коротких. Несет динамизацию. Встречается с целью драматизации
* Штраус, оперетта "Летучая мышь" - терцет: "За что, за что о Боже мой..."
* Романс "Мой костер в тумане светит"
* Чайковский "Ни отзыва, ни слова, ни привета"
⑥ Дробление с замыканием - синтетическая структура, состоящая сразу из нескольких фигур - дробления и суммирования. По тактам - 22112.
*Бетховен, соната №1 f-moll - периодичность, дробление, суммирование
Разборы:
Эдвард Григ ”Люблю тебя”
- период из двух предложений повторного строения с большим расширением во втором предложении
- 1-ое предложение: T-D, из 2 фраз, квадратное
- 2-ое предложение повторного строения, дальше идет дробление на мотивы ("Люблю тебя, люблю тебя"
, объединение ("Люблю тебя и буду век с тобой"
и еще 2 такта (двойное объединение), однотональный


- композитор обходится без вариантности и вариационности
Римский-Корсаков “О чем в тиши ночей”
- период охватывает весь романс целиком, такой период называется период-одночастная форма
- 2-ое предложение состоит из 6 фраз, одна из которых у фортепиано, T-D
- 2-ое предложение повторного строения ("и даже ты, мой стих"
, отклики в фортепиано, Далее на словах "тебе не передать" - расширение, введение нового мотива

- кульминация - "а то расскажешь ты"
- завершение - "чье имя я твержу" - у фортепиано проводится начальная фраза в качестве репризы
- для такого периода-одночастной формы свойственно огромное расширение во втором предложении и репризное дополнение
Рахманинов “Дитя, как цветок, ты прекрасна”
- во вступлении звучат септаккорды ∾ распускающийся цветок
- период-одночастная форма
- 1-ое предложение из 4 фраз, T-D
- 2-ое предложение - повторного строения, затем идет дробление с замыканием 22112, заканчивается на T
- фортепианное завершение на тоническом органном пункте