Difendi questa umanità Anche restasse un solo uomo
Изм 11.10
Вагнер “Парсифаль”
Последняя опера, написанная незадолго до смерти.
Задумал оперу в 1857 г.
Премьера состоялась в Байройте в 1882 г. Только с 1913 г. эта опера могла исполняться за пределами Байройта.
В Санкт-Петербурге премьера состоялась 24 декабря 1913 г.
Затем в течение почти века к ней не прикасались.
В 1999 г. - новая постановка в Мариинском театре.
Сюжет: В основе сюжета лежит поэма Вольфрама фон Эшенбаха “Парцифаль". Главная идея - поиски священного Грааля, путь познания мира и самого себя.
Символика: Чаша - сила Спасителя; копье (которым был пронзен Иисус) - горе, страдание; мотив утраты копья - восстановление гармонии (??)
Много отоолосков ранего творчества: борьба добра и зла, духовного и чувственного.
Образ Парцифаля, простого человека, отца Лоэнгрина, напоминает Зигфрида. Парсифаль - рыцарь, духовный наставник.
Чувственное идет от “Тристана и Изольды”.
Драматургия: чрезвычайная замедленность действия, преобладает статика. Событий не так много.
3 действия. 1д - самое большое (почти 2 часа).

Вступление
- уже символ статики
- заканчивается не на тонике, а на D
-в-важгые


Мзыкльная 4ультур Итали 19 в.
1) по-прежнему самые значительные достиения Италии в 19 в связаны с оперой. хотя там были разные композиторы, частности, Паганини, которые писали другую музыку. Он многое сделал для нового виртуозного понимания исполнительского искусства, виртуозность затем переходит в фортепианную музыку. 24 каприччио раздвинули границы виртуозности, стали использоваться как основа для других произведенмй. много ездил по миру, часто был в Партже.
Италия в 19 в
После р аспада наполеоновские империи Италия представляла собой 8 мелких обособенных государств. Сильное влияние Австрии. Большая часть 19 в - борьба итальянских патриотов за объединение Италии. Карбонария, Молодая Италия, вплоть до 1848 г (революция в Милан), Мандзони и Гарибальди.
Оперный театр стал больше, чем местом для спектаклей. это место встреч, общения.
Показателен фильм “Senso” (1954, Висконти) - борьба с австрийскими солдатами, оккупированная Венеция. Начало фильма - театр, идет постановка “Трубадура”, во время постановки начинают разбрасывать листовки.
Итальянские оперные театры всегда отличались регулярным обновлением репертуара.
За 1840-1885 гг - поставлено 500 новых опер.
В репертуаре оставалось не так уж и много.
Первые композиторы, которые закрепились в репертуаре, относятся к первой трети 19 в- Россини, Беллини и Доницетти.
Джоаккино Россини (1792 - 1868)
Последнюю оперу написал в 1829 г “Вильгельм Телль” для Парижа.
Ставили Россини повсюду (строки из “Евгения Онегина”)
Евгений Онегин закончен в 1831 г.
Россини достаточно рано начинает сочинять оперы.
1806 г - первая опера (14 лет), поставлена в Риме. “Деметрио и Полибео” (1812 поставлена)
Поступает в Болонский музыкальный лицей. Далее активно сочиняет
С 1810 г. - практически ежегодные оперы.
Танкред(1813)
1813 - Итальянка в Алжире (обе поставлены в Венеции в разных театрах)
1816 - Севильский цирюльник, Рим
1816 - Отелло, или Венецианский мавр, Неаполь
1817 - Золушка, или торжество добродетели, Рим
1817 - Сорока-воровка, Ла Скала
Затем редакции на французском, когда переезжает в Париж после 1823 г.
Там открывается театр Comédie Italienne. Сделали Россини генеральным инспектором пения, он продолжал жить в Париже с неплохим жалованием.
После “Вильгельма Телля” Возвращается в Италию, снова Париж. Пользовался большой популярностью.
Также есть картаты, песни, инструментальные произведения.
Последняя большая задумка - большой сборник “Грехи моей старости”.
Наиболее востребованный жанр - опера-буффа, у Россини она обретает новое звучание.
Постепенно приходят более серьезные темы. После “Отелло” Отказывается от речитатива, который всегда присутствует в опера-буффа.
“Вильгельм Телль”
Опера, которая соединяет итальянские и французские влияния. Завершает путь Россини. Изначально велика - в 5 действиях с балетами и тд, что характерно для фр
Героико-патриотического характера. Центральное место занимают не солисты, а массово-хоровые сцены. Есть картины пиироды, шествия, балетные номера. Есть отнесение к фольклора швейцарском, тирольскому.
Либретто на французском по драме Шиллера.
В итальянской постановке сократит до 3 действий и переведет текст на итальянский.
Сейчас чаще ставится в варианте из 4 действий. (НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО, БЛИН)
Главный персонаж - Вильгельм Телль, швейцарский патриот
Любовная пара - Арнольд и Матильда, дочь наместника Гаслера. Арнольд влюблен в дочь врага
Вильгельм вынужден стрелять в яблоко на голове собственного сына.
Увертюра
- состоит из нескольких разделов, которые не связаны непосредственно с оперой, но Вводит в атмо
-вступление - виолончельное соло
- Картина бури (Буря есть в 4 д,
- музыкальный пейзаж - альпийские луга, соло английского рожка
- самая известная музыка, связывается с Вильгельма Теллем

Винченцо (1801-1835)
По сути период творчества
1825 г - первая опера “Адельсон и Сальвини”
1835 г - последняя опера “Пуритане”
Первая опера, которая принесла успех - “Пират” (1827)
Наиболее известные - “Капулетти и Монтекки” (1830)
1831 - Сомнамбула
1831 - Норма
Не писал космических опер.
1834 - перемещается в Париж. Пуритане - опера для Парижа. Опера понравилась и Россини, который в то время там был.
Все его оперы достаточно серьезные. Прежде всего отличался лирической направленностью творчества.
У него был свой подход к созданию мелодии - исходит из текста.
У него был постоянный либреттисты начиная с Пирата - Феличе Романи.
“Капулетти и Монтекки”
Не шекспировская трагедия, а итальянское либретто, которое использовалось и до этого (??????)
В основе Романи положил итальянскую хронику 16 в. “Историческое сказание о печальных приключениях Ромео и Джульетта". Дт него на этот же источник была написана опера Ваккаи.
Два окончания оперы. В одном из них в конйе - включение из оперы Ваккаи.
Писал оперу для Венеции. подписал контракт, что должен написать ее за полтора мпсяца. есть фрагменты музыки из предыдущих опер.(Заира, Адельсон и Сальвини)
11 марта 1830 - постановка в Ла Фениче. Шла подряд 8 дней.
Любовь слушателей нашла отражение в посвящении Беллини к жителям
Опера в 2 действиях.
Романс Джульетты из 2к 1д.
Сцена и ария Джульетты в начале 2д (диалог с Лоренцо, фразы отца и хора)
“Норма”
Беллини считал эту оперу шедевром. Говорил, что если случится кораблекрушение единственная опера, которую нужно спасти - это “Норма”.
Хотя пользовалась чрезвычайной популярностью, сейчас сюжет представляется запутанным.
Ария Нормы из 1д, дуэт Нормы и Адальжизы
Большая драматичная опера.





@темы: лекции: ИЗМ