Difendi questa umanità Anche restasse un solo uomo
Как же я не люблю пропускать куски лекции из-за накладок со спецкурсом! Ну ничего, хоть в каком-то виде материал есть целиком.
Мазурки (окончание)
В мазурках форма идёт от народной (у классиков такое наблюдается редко).
Шопен писал 2 типа мазурок:
1) стилизованные под народные; присутствуют такие черты, как:
- квинты в басу;
- лады народной музыки;
- повторы танцевальных мотивов;
2) лирические:
- утончённые;
- скорее являются воспоминанием о мазурке;
- почти нет ритма мазурки, остаётся лишь акцент на слабую долю.
Как выяснилось, Яндекс.Музыка очень сильно косячит с мазурками в исполнении Рубинштейна, выдавая не те, что нужно. Так что сегодня будут мазурки Ашкенази.
Мазурка f-moll (op.68 No.4)
• лирическая
• в аккомпанементе - движение вниз по полутонам
• близка Прелюдии e-moll
Мазурка C-dur (op.7 No.5)
• украшена простыми мотивами, тема похожа на звучание скрипки
• бесконечная: "dal segno senza fine", а слово "конец" нигде и не написано
Мазурка a-moll (op.17 No.4)
• особенность: подчёркнутая VI ступень; VI ступень вместо V в трезвучии - деликатный диссонанс
• показаны всевозможные варианты ритма мазурки, в т.ч. дробление доли на 6 нот
• своего рода импровизация на тему мазурки
• присутствуют колоратуры, характерные для ноктюрнов
• сложная 3хчастная форма, или малое рондо
• средний раздел:
- звучит в A-dur
- 5-6 раз идёт повторение мотивов
• 2-ая часть основного мотива мазурки построена на вздохах
• остановка на F в репризе
Соната №2 b-mollСоната №2 b-moll (1839)
Трагическая соната с траурным маршем, который был написан Шопеном 2-3 годами ранее.
I. Grave. Doppio movimento - сонатное allegro с коротким медленным вступлением
II. Scherzo - агрессивное скерцо, es-moll
III. Marche funèbre: Lento - траурный марш, b-moll, сложная 3хчастная форма с трио
IV. Finale: Presto - финал, хаотичное движение
I. Grave. Doppio movimento
ЭКСПОЗИЦИЯ
Вступление
• диссонирующий интервал (ум.7) без разрешения даёт cis-moll - очень далёкая от основной тональность
• этот диссонанс не слышится резким; затем звучит основная тональность
Главная партия
• нисходящая секста
• хаотичное, взволнованное движение
• единая, цельная
• мелодия состоит из коротких вздохов, разорванных паузами
• развитие восходящей сексты из начала темы вступления с удвоением в октаву
• остинатный ритм с "захлёстыванием" (?)) на слабую долю
• нет темы СП
Побочная партия
• Des-dur
• хоральная фактура
• возвышенный характер
Заключительная партия
• переход к триолям, учащение пульса
• кульминация, повтор экспозиции.
РАЗРАБОТКА
• короткая
• звучат две темы - тема ГП и тема вступления (звучит не точно, только как намёк)
• 2 раздела:
1) ГП в басах
2) ГП в верхнем регистре с удвоением в октаву
• там, где тема звучит с интервалами, в басах идёт акцент на сексту
РЕПРИЗА
• начинается с хоральной фактуры; тема ПП переносится в основную тональность и звучит уже в B-dur
• тема ЗП с триолями
• мотив ГП в басу, в верхних голосах в заключение звучит ПП
II. Scherzo - Più lento - Tempo I (ну наконец-то пошла моя лекция)
• сложная 3хчастная форма с трио, es-moll
• агрессивное, напряжённое по звучанию скерцо; шуткой эту часть можно назвать лишь условно
• основной мотив связан с идеей повторения звука
• на первый взгляд, часть не имеет ничего общего с другими; тем не менее, схожие мотивы есть - идея повторения есть в теме ЗП из I ч.; также в этой части есть элементы марша, которые роднят её со следующей частью
• стремительное движение
• мотив основан на повторении одного и того же ритмического рисунка - четыре восьмых и четверть
• затем добавляется сплошное хроматическое движение восьмыми почти вне тональности
• средний раздел (трио)
- Ges-dur, Più lento,
- по характеру представляет собой сочетание движения вальса и ноктюрна
• после небольшого перехода звучит реприза основной темы скерцо
• после репризы есть кода, где возвращается и музыка, и тональность среднего раздела -> всё заканчивается в Ges-dur
III. Marche funèbre: Lento
• первый звук - B - завершал предыдущую часть и является связующим
• акцентируется гармония Ges-dur
• возвышенный характер музыки соединяется со строго прикладным, простым маршевым движением
• деление строго по 4 такта, нет художественного преломления марша (как были отклонения в мазурках, например), что создаёт впечатление сдержанной, строгой музыки
• мрачный колорит придаёт звучание нижнего регистра и расположение аккордов в аккомпанементе, которые состоят из квинты и октавы (отсутствует терция)
∾ Танец рыцарей из "Ромео и Джульетты" Прокофьева
• в основном разделе есть несколько тем, близких по характеру, при этом везде сохраняется ровность пульсации
• удвоение в аккордов терциями - масштабное выражение вселенской скорби
• сложная 3хчастная форма с трио
• тема трио (Des-dur)
- звучит облегчённо, в гораздо более прозрачной фактуре (мелодия + бас),
- напоминает ноктюрн, НО! даже в ней сохраняется чёткая пульсация, что для ноктюрна не характерно
- возвышенная, отстранённая музыка
• реприза марша
- звучит без перехода, через цезуру
- начинается тихо, набирает звучность - нагнетание динамики, которое производит более трагическое впечатление
IV. Finale: Presto
• хаотичное движение, в котором нет ничего похожего на тему, узнаваемую мелодию
• иногда к этой части добавляют подзаголовок "Ветер на могиле"
• движение левой и правой руки в октавный унисон
• признаков b-moll в чистом виде очень мало
• Sotto voce - большая часть финала звучит тихо ∾ завывание ветра
• многие пианисты считают, что выразительно исполнение этой части в более медленном темпе
Особенности оперного творчества Вагнера
Рихард Вагнер (1813-1863)
Известен прежде всего как оперный композитор.
Первая опера - "Феи" - написана в 1834 году.
Последняя - "Парсифаль" - была поставлена в 1882 году в Байройте.
Во всех операх Вагнера есть определённые общие черты. Все они основаны на сюжетах, которые берут источники из древнегерманской и скандинавской мифологии и получили развитие в Средние века.
Вагнер тяготел к серьёзному отношению к музыке. Комического в его творчестве крайне мало.
"Нюрнбергские мейстерзингеры" (1867) - фактически единственная комическая опера в зрелом творчестве Вагнера.
Также есть комический романс наподобие "Блохи" Мусоргского.
Был "универсальным человеком". Писал философские трактаты. До нас дошли 16 томов литературных сочинений и 17 томов писем.
Вагнер сам писал либретто для своих опер (фактически эти тексты и являются литературными сочинениями Вагнера).
Писал трактаты, в которых обосновывал своё отношение к опере, как она должна создаваться и т.д.
Самые важные - "Обращение к друзьям", "Опера и драма" (оба написаны в 1851 году).
Писал произведения, признанные ныне антисемитскими. Таковым является труд "Евреи в музыке". Вагнер считал, что евреи не способны творить музыку (хотя с его стороны это было как минимум неучтиво, учитывая тот факт, что в Париже ему помогал никто иной, как Джакомо Мейербер, французский и немецкий композитор еврейского происхождения).
Вагнер был революционно настроенным человеком. Особенно это проявилось во времена революции в Германии, в 1848-1849 гг.
Помимо идеи гибели мира в творчестве Вагнера особое место занимает т.н. идея Liebestod, т.е. идея объединения любви и смерти. В этом земном мире подлинная любовь невозможна. Смерть любящих, их воссоединение по ту сторону жизни является кульминацией во многих операх Вагнера. Позже эта идея получит сильный резонанс в конце XIX - начале XX в.
Особенности оперного творчества Вагнера
Творческая сила Вагнера была настолько велика, что после него композиторы не смогли писать так, как раньше. Даже его соперники при жизни (например, Верди), не признавая его влияния, заимствовали многие его приёмы. У Верди был клавир "Лоэнгрина" Вагнера; заметно сходство в начале 3-его действия "Травиаты".
Из русских композиторов самое большое влияние творчества Вагнера испытал Римский-Корсаков, который заимствовал приёмы оркестровки и даже сюжеты. Часто проводят параллель "Парсифаль" Вагнера - "Сказание о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова.
Вагнер протестовал против деления оперы на отдельные номера (арии, дуэты, прочие ансамбли), т.к. это мешает естественному развитию драматических чувств в опере. Возвышенное мистическое состояние не должно ничем нарушаться.
-> Начиная с "Лоэнгрина" (1848) (подводя к этому в предыдущих операх "Летучий голландец" и "Тангейзер") Вагнер перешёл к полностью сценической драматургии - делению опер на картины или сцены. Нет ни одной арии как таковой - только монологи или выходы того или иного персонажа.
Всё должно объединяться в единый поток музыки.
Вагнер писал все оперы на немецком языке. В XIX-XX вв. самые популярные его оперы в других странах шли на итальянском языке (потому что кто их пел? Итальянцы, конечно, йехей!).
* Традиция постановки опер на языке оригинала сформировалась только в 60х-70х гг. XX в.
Вагнер ввёл в оперу систему лейтмотивов. Ярче всего это отразилось в цикле опер "Кольцо Нибелунга". На протяжении 4 опер появляются 30-40 тем, которые постоянно возвращаются и объединение которых является определённым символом, акцентом на каком-либо персонаже или действии. Есть также абстрактные темы (тема кольца, тема судьбы и т.д.). Сам Вагнер не давал им названий, но уже при жизни композитора его поклонники создавали целые таблицы этих тем.
После Вагнера не было такого композитора, который бы не добавил бы в свою оперу один или несколько лейтмотивов.
"Пять стихотворений Матильды Везендонк" (Fünf Gedichte von Mathilde Wesendonck)
1. "Ангел" (Der Engel)
2. "Стой!" (Stehe still!)
3. "В теплице" (Im Treibhaus) - музыка антракта к третьему действию оперы Вагнера "Тристан и Изольда"
4. "Скорби" (Schmerzen)
5. "Грёзы" (Träume)
Мазурки (окончание)
В мазурках форма идёт от народной (у классиков такое наблюдается редко).
Шопен писал 2 типа мазурок:
1) стилизованные под народные; присутствуют такие черты, как:
- квинты в басу;
- лады народной музыки;
- повторы танцевальных мотивов;
2) лирические:
- утончённые;
- скорее являются воспоминанием о мазурке;
- почти нет ритма мазурки, остаётся лишь акцент на слабую долю.
Как выяснилось, Яндекс.Музыка очень сильно косячит с мазурками в исполнении Рубинштейна, выдавая не те, что нужно. Так что сегодня будут мазурки Ашкенази.
Мазурка f-moll (op.68 No.4)
• лирическая
• в аккомпанементе - движение вниз по полутонам
• близка Прелюдии e-moll
Мазурка C-dur (op.7 No.5)
• украшена простыми мотивами, тема похожа на звучание скрипки
• бесконечная: "dal segno senza fine", а слово "конец" нигде и не написано

Мазурка a-moll (op.17 No.4)
• особенность: подчёркнутая VI ступень; VI ступень вместо V в трезвучии - деликатный диссонанс
• показаны всевозможные варианты ритма мазурки, в т.ч. дробление доли на 6 нот
• своего рода импровизация на тему мазурки
• присутствуют колоратуры, характерные для ноктюрнов
• сложная 3хчастная форма, или малое рондо
• средний раздел:
- звучит в A-dur
- 5-6 раз идёт повторение мотивов
• 2-ая часть основного мотива мазурки построена на вздохах
• остановка на F в репризе
Соната №2 b-mollСоната №2 b-moll (1839)
Трагическая соната с траурным маршем, который был написан Шопеном 2-3 годами ранее.
I. Grave. Doppio movimento - сонатное allegro с коротким медленным вступлением
II. Scherzo - агрессивное скерцо, es-moll
III. Marche funèbre: Lento - траурный марш, b-moll, сложная 3хчастная форма с трио
IV. Finale: Presto - финал, хаотичное движение
I. Grave. Doppio movimento
ЭКСПОЗИЦИЯ
Вступление
• диссонирующий интервал (ум.7) без разрешения даёт cis-moll - очень далёкая от основной тональность
• этот диссонанс не слышится резким; затем звучит основная тональность
Главная партия
• нисходящая секста
• хаотичное, взволнованное движение
• единая, цельная
• мелодия состоит из коротких вздохов, разорванных паузами
• развитие восходящей сексты из начала темы вступления с удвоением в октаву
• остинатный ритм с "захлёстыванием" (?)) на слабую долю
• нет темы СП
Побочная партия
• Des-dur
• хоральная фактура
• возвышенный характер
Заключительная партия
• переход к триолям, учащение пульса
• кульминация, повтор экспозиции.
РАЗРАБОТКА
• короткая
• звучат две темы - тема ГП и тема вступления (звучит не точно, только как намёк)
• 2 раздела:
1) ГП в басах
2) ГП в верхнем регистре с удвоением в октаву
• там, где тема звучит с интервалами, в басах идёт акцент на сексту
РЕПРИЗА
• начинается с хоральной фактуры; тема ПП переносится в основную тональность и звучит уже в B-dur
• тема ЗП с триолями
• мотив ГП в басу, в верхних голосах в заключение звучит ПП
II. Scherzo - Più lento - Tempo I (ну наконец-то пошла моя лекция)
• сложная 3хчастная форма с трио, es-moll
• агрессивное, напряжённое по звучанию скерцо; шуткой эту часть можно назвать лишь условно
• основной мотив связан с идеей повторения звука
• на первый взгляд, часть не имеет ничего общего с другими; тем не менее, схожие мотивы есть - идея повторения есть в теме ЗП из I ч.; также в этой части есть элементы марша, которые роднят её со следующей частью
• стремительное движение
• мотив основан на повторении одного и того же ритмического рисунка - четыре восьмых и четверть
• затем добавляется сплошное хроматическое движение восьмыми почти вне тональности
• средний раздел (трио)
- Ges-dur, Più lento,
- по характеру представляет собой сочетание движения вальса и ноктюрна
• после небольшого перехода звучит реприза основной темы скерцо
• после репризы есть кода, где возвращается и музыка, и тональность среднего раздела -> всё заканчивается в Ges-dur
III. Marche funèbre: Lento
• первый звук - B - завершал предыдущую часть и является связующим
• акцентируется гармония Ges-dur
• возвышенный характер музыки соединяется со строго прикладным, простым маршевым движением
• деление строго по 4 такта, нет художественного преломления марша (как были отклонения в мазурках, например), что создаёт впечатление сдержанной, строгой музыки
• мрачный колорит придаёт звучание нижнего регистра и расположение аккордов в аккомпанементе, которые состоят из квинты и октавы (отсутствует терция)
∾ Танец рыцарей из "Ромео и Джульетты" Прокофьева
• в основном разделе есть несколько тем, близких по характеру, при этом везде сохраняется ровность пульсации
• удвоение в аккордов терциями - масштабное выражение вселенской скорби
• сложная 3хчастная форма с трио
• тема трио (Des-dur)
- звучит облегчённо, в гораздо более прозрачной фактуре (мелодия + бас),
- напоминает ноктюрн, НО! даже в ней сохраняется чёткая пульсация, что для ноктюрна не характерно
- возвышенная, отстранённая музыка
• реприза марша
- звучит без перехода, через цезуру
- начинается тихо, набирает звучность - нагнетание динамики, которое производит более трагическое впечатление
IV. Finale: Presto
• хаотичное движение, в котором нет ничего похожего на тему, узнаваемую мелодию
• иногда к этой части добавляют подзаголовок "Ветер на могиле"
• движение левой и правой руки в октавный унисон
• признаков b-moll в чистом виде очень мало
• Sotto voce - большая часть финала звучит тихо ∾ завывание ветра
• многие пианисты считают, что выразительно исполнение этой части в более медленном темпе
Особенности оперного творчества Вагнера
Рихард Вагнер (1813-1863)
Известен прежде всего как оперный композитор.
Первая опера - "Феи" - написана в 1834 году.
Последняя - "Парсифаль" - была поставлена в 1882 году в Байройте.
Во всех операх Вагнера есть определённые общие черты. Все они основаны на сюжетах, которые берут источники из древнегерманской и скандинавской мифологии и получили развитие в Средние века.
Вагнер тяготел к серьёзному отношению к музыке. Комического в его творчестве крайне мало.
"Нюрнбергские мейстерзингеры" (1867) - фактически единственная комическая опера в зрелом творчестве Вагнера.
Также есть комический романс наподобие "Блохи" Мусоргского.
Был "универсальным человеком". Писал философские трактаты. До нас дошли 16 томов литературных сочинений и 17 томов писем.
Вагнер сам писал либретто для своих опер (фактически эти тексты и являются литературными сочинениями Вагнера).
Писал трактаты, в которых обосновывал своё отношение к опере, как она должна создаваться и т.д.
Самые важные - "Обращение к друзьям", "Опера и драма" (оба написаны в 1851 году).
Писал произведения, признанные ныне антисемитскими. Таковым является труд "Евреи в музыке". Вагнер считал, что евреи не способны творить музыку (хотя с его стороны это было как минимум неучтиво, учитывая тот факт, что в Париже ему помогал никто иной, как Джакомо Мейербер, французский и немецкий композитор еврейского происхождения).
Вагнер был революционно настроенным человеком. Особенно это проявилось во времена революции в Германии, в 1848-1849 гг.
Помимо идеи гибели мира в творчестве Вагнера особое место занимает т.н. идея Liebestod, т.е. идея объединения любви и смерти. В этом земном мире подлинная любовь невозможна. Смерть любящих, их воссоединение по ту сторону жизни является кульминацией во многих операх Вагнера. Позже эта идея получит сильный резонанс в конце XIX - начале XX в.
Особенности оперного творчества Вагнера
Творческая сила Вагнера была настолько велика, что после него композиторы не смогли писать так, как раньше. Даже его соперники при жизни (например, Верди), не признавая его влияния, заимствовали многие его приёмы. У Верди был клавир "Лоэнгрина" Вагнера; заметно сходство в начале 3-его действия "Травиаты".
Из русских композиторов самое большое влияние творчества Вагнера испытал Римский-Корсаков, который заимствовал приёмы оркестровки и даже сюжеты. Часто проводят параллель "Парсифаль" Вагнера - "Сказание о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова.
Вагнер протестовал против деления оперы на отдельные номера (арии, дуэты, прочие ансамбли), т.к. это мешает естественному развитию драматических чувств в опере. Возвышенное мистическое состояние не должно ничем нарушаться.
-> Начиная с "Лоэнгрина" (1848) (подводя к этому в предыдущих операх "Летучий голландец" и "Тангейзер") Вагнер перешёл к полностью сценической драматургии - делению опер на картины или сцены. Нет ни одной арии как таковой - только монологи или выходы того или иного персонажа.
Всё должно объединяться в единый поток музыки.
Вагнер писал все оперы на немецком языке. В XIX-XX вв. самые популярные его оперы в других странах шли на итальянском языке (потому что кто их пел? Итальянцы, конечно, йехей!).
* Традиция постановки опер на языке оригинала сформировалась только в 60х-70х гг. XX в.
Вагнер ввёл в оперу систему лейтмотивов. Ярче всего это отразилось в цикле опер "Кольцо Нибелунга". На протяжении 4 опер появляются 30-40 тем, которые постоянно возвращаются и объединение которых является определённым символом, акцентом на каком-либо персонаже или действии. Есть также абстрактные темы (тема кольца, тема судьбы и т.д.). Сам Вагнер не давал им названий, но уже при жизни композитора его поклонники создавали целые таблицы этих тем.
После Вагнера не было такого композитора, который бы не добавил бы в свою оперу один или несколько лейтмотивов.
"Пять стихотворений Матильды Везендонк" (Fünf Gedichte von Mathilde Wesendonck)
1. "Ангел" (Der Engel)
2. "Стой!" (Stehe still!)
3. "В теплице" (Im Treibhaus) - музыка антракта к третьему действию оперы Вагнера "Тристан и Изольда"
4. "Скорби" (Schmerzen)
5. "Грёзы" (Träume)
@темы: лекции: музлит