Difendi questa umanità Anche restasse un solo uomo
А, собственно, почему бы и нет? Всё равно бессонница, делать нечего, а лекции скорее всего придётся приводить в порядок перед экзаменом, так лучше разгрузить себе время летом. Да и вдруг кому-нибудь станет интересно?
Поехали!
Ноктюрны
В переводе с французского - "ночной" (перевод ОА - "ночная песнь", видимо, уже соотнося с определением). Сам жанр возник не в XIX в., а раньше, в эпоху барокко. Тогда "ноктюрн" был синонимом серенады - танца, который исполнялся духовыми инструментами для вечернего развлечения; характерная лирическая, почти вокальная мелодия присутствовала тогда крайне редко.
Ноктюрн (в нынешнем понимании) распространился в XIX в. Основоположником считается Джон Фильд, ирландский пианист и фортепианный педагог первой половины XIX в.
Ноктюрн - лирическая пьеса в медленном темпе, в которой всегда есть гомофонная фактура; мелодия ноктюрна изложена обычно в высоком регистре, нередко с фигурами наподобие колоратур оперных певцов (эти фигуры возникли уже у Фильда); аккомпанемент, в основном арпеджированный, напоминает волнообразное, убаюкивающее движение (хотя бывают исключения, когда он изложен по типу "бас-аккорд" ).
Шопен написал 21 ноктюрн. Первый был написан в 1830 г., последний - в 1846 г.
Его ноктюрны сложнее ноктюрнов Фильда.
• в них больше контрастов;
• они сложнее в плане фактуры: в ноктюрнах Шопена, написанных с середины 1830-х гг., появляются элементы полифонии, самостоятельные линии среднего голоса;
• как и в других произведениях Шопена, в ноктюрнах присутствуют вкрапления других жанров, в частности, хорала, который в чистом виде звучит обычно в среднем разделе; есть элементы маршевого движения, элементы мазурки (акценты на слабую долю).
Ноктюрн №1 b-moll (op.9 No.1)
• форма, типичная для ноктюрнов Шопена, - малое рондо, или сложная 3-хчастная форма с новой темой в среднем разделе
• мягкий контраст между темами за счёт сохранения арпеджированной фактуры аккомпанемента
• 1-ая, начальная тема - b-moll
- кантабильная
- нет больших скачков
- украшена колоратурой, романтическими распевами
- характерная для колоратур ритмическая свобода, несовпадение с аккомпанементом
• 2-ая, тема среднего раздела - Des-dur
- в нотах отмечена как Sotto voce
- элегию сменяет музыка танцевального характера
- расширенное изложение мелодии октавами
• 3-я тема звучит перед возвращением начальной, 1-ая тема возвращается с варьированием -> 2 основные темы и предыкт после среднего раздела
Ноктюрн №7 cis-moll (op.27 No.1)
• ноктюрн, внутри которого есть мазурка
• первые 2 такта в larghetto - в аккомпанементе не звучит терция, есть только квинты -> неопределённая опора
• в мелодии звучит минорная терция, затем сразу же мажорная
• левая рука изложена секстолями, в правой руке звучат разные ритмы, в т.ч. пунктиры и дуоли
• сложная 3-хчастная форма, средний раздел начинается со смены знаков (As-dur)
• в конце в Des-dur звучит мазурка в чистом виде
Ноктюрн №9 H-dur (op.32 No.1)
• на протяжении почти всего ноктюрна средний раздел так и не появляется
• в конце - драматическая импровизация вне пульса; перелом изначально подготовлен паузой
• инерция в 4-ом такте от конца нарушается за счёт остановки на тихом аккорде - энгармоническом варианте малого мажорного аккорда, диссонирующей субдоминанты; за счёт ритма - это громадный такт, в котором снимается пульсация; это фактически импровизация, фортепианный речитатив октавами
• немного другая фактура, которая больше подходит вокальным произведениям
Ноктюрн №11 g-moll (op.37 No.1)
• сложная 3-хчастная форма; как обычно, одна тема - по краям, другая - в середине
• 1-ая тема (g-moll)
- скорбный характер, который подчёркивается пунктирным маршевым ритмом в мелодии
- в средних голосах звучит мотив lamento между D и Es
- украшения, близкие к вокальным - например, т.н. приём cercare la nota ("поиск ноты": краткое и долгое повторение звука); группетто, портаменто
- неритмичная импровизация поперёк аккомпанемента
• 2-ая тема (Es-dur)
- переход ко 2-ой теме - всего один аккорд
- написана в хоральной фактуре
• завершение в мажоре вместо минора ∾ Бах
Ноктюрн №13 c-moll (op.48 No.1)
• развивается основная тема - ноктюрн перерастает в жанр наподобие драматической поэмы
• основная тема меняет фактуру при возвращении - возвышенное трагическое раздумье превращается в бурю
• сложная 3-хчастная форма;
• тема получает настолько сильное развитие, что уже не может вернуться в изначальном виде; звучит в 2 раза быстрее, в усиленной фактуре
Ноктюрн №14 fis-moll (op.48 No.2)
• характер, близкий т.н. "славянской песне" ∾ "Жаворонок" Глинки
• более диатоническая мелодия, меньше украшений, простая фактура - традиционный волнообразный аккомпанемент
• полиритмия: в аккомпанементе 3 восьмых, в мелодии 2 - плавное несовпадение, утончённая ритмика
• элементы, напоминающие о вокале - в каденции мелодический голос звучит то в высоком, то в низком регистре
• в среднем разделе - более торжественная музыка; своеобразная тема в хоральной фактуре, но с элементами ритмического рисунка мазурки
Вальсы
От немецкого глагола walzen - "катиться, вращаться". Возник вальс в 70-х гг. XVIII в. в Германии и Австрии.
Предшественником вальсом считается лендлер, крестьянский танец.
Став бальным танцем, вальс начал конкурировать с французским менуэтом и к началу XIX в. обошёл его по популярности. Широкому распространению вальса также способствовали балы, проводимые в период Венского конгресса.
Первым композитором, у которого мы можем найти много вальсов, является Шуберт.
Вальсы двух типов (у Шуберта есть и те, и другие):
1) быстрые, бравурные, т.н. "венские" вальсы, написанные в основном в мажоре;
2) медленные вальсы лирического типа (в то время были менее популярны).
Вальсы имеют особую форму: они строятся на сопоставлении как минимум 3, а то и 5 тем, напоминая тем самым сюиту танцев. Такая форма большой вальс.
Вальсы Шопена.
Вальс a-moll (op.34 No.2)
• в основном разделе звучат 3 темы:
- 1-ая тема (или вступление) на основе бурдона (квинты внизу) (a-moll)
- 2-ая, лирическая тема с вокальной мелодией, близкая к ноктюрну (a-moll)
- 3-я тема более танцевального характера (C-dur)
• средний раздел
- меняется тональность (A-dur) и характер движения (Sostenuto)
- своя тема, которая сначала звучит в A-dur, затем в a-moll
• затем идёт повторение музыки первого раздела: последовательно звучит 2-ая и 3-я темы
• снова музыка среднего раздела
• завершение построено любопытно - возвращается музыка вступления, 1-ая тема, которая получает большое развитие
Вальс cis-moll (op.64 No.2)
• темы устроены более сложно
• 1-ая тема
- возвышенного характера, начинается с восходящей сексты
- встречается хроматическая колоратура, редкая для вальсов
- оттенок хорала
• 2-ая тема
- контрастна 1-ой
- вихревое, кружащееся движение, но при этом плавное
- меланхолический оттенок придаёт гармония в прерванных каденциях
• средний раздел начинается со смены знаков
- Des-dur, più lento
- начинается с восходящей октавы ∾ простор, широкое дыхание
- поначалу нет вальсового ритма, аккомпанемент идёт в хоральной фактуре
• переход ко 2-ой теме; 1-ая тема; 2-ая тема - в репризе 2-ая, быстрая тема имеет дополнительное проведение -> ощущение рондо, в котором быстрая тема является рефреном
Мазурки
Один из самых важных жанров в творчестве Шопена - этот танец ассоциировался с родиной.
*Гимн Польши написан в ритме мазурки.
Мазурка - деревенский танец, который в XIX в. стал бальным, более игровым танцем, нежели вальс. Это трёхдольный танец, в котором подчёркнуты акценты на слабую долю.
У Шопена соединяются признаки разных танцев, в частности, вальса и польского танца оберек, которые звучат в качестве средних разделов мазурок.
Первые мазурки, как и полонезы, Шопен написал ещё в детстве. Первые опусы мазурок появились в 1830 г.
Мазурка C-dur (op.24 No.2) (самая жёсткая мазурка, в которой используются лады народной музыки)
• начало - C-dur
• затем - a-moll (натуральный, без Gis), т.е. эолийский a
• затем - опорный G-dur без Fis, т.е. миксолидийский g
• затем - опорный F-dur без B, т.е. лидийский f
• т.о., в начальном разделе идёт варьирование с опорой на различные тоны - c, a, g
• резкая смена окраски звучания - средний раздел, Des-dur
• в конце возвращается музыка начала в сокращённом виде; очень натуральный мажор без субдоминантовых и доминантовых функций ∾ народная музыка
Поехали!
Ноктюрны
В переводе с французского - "ночной" (перевод ОА - "ночная песнь", видимо, уже соотнося с определением). Сам жанр возник не в XIX в., а раньше, в эпоху барокко. Тогда "ноктюрн" был синонимом серенады - танца, который исполнялся духовыми инструментами для вечернего развлечения; характерная лирическая, почти вокальная мелодия присутствовала тогда крайне редко.
Ноктюрн (в нынешнем понимании) распространился в XIX в. Основоположником считается Джон Фильд, ирландский пианист и фортепианный педагог первой половины XIX в.
Ноктюрн - лирическая пьеса в медленном темпе, в которой всегда есть гомофонная фактура; мелодия ноктюрна изложена обычно в высоком регистре, нередко с фигурами наподобие колоратур оперных певцов (эти фигуры возникли уже у Фильда); аккомпанемент, в основном арпеджированный, напоминает волнообразное, убаюкивающее движение (хотя бывают исключения, когда он изложен по типу "бас-аккорд" ).
Шопен написал 21 ноктюрн. Первый был написан в 1830 г., последний - в 1846 г.
Его ноктюрны сложнее ноктюрнов Фильда.
• в них больше контрастов;
• они сложнее в плане фактуры: в ноктюрнах Шопена, написанных с середины 1830-х гг., появляются элементы полифонии, самостоятельные линии среднего голоса;
• как и в других произведениях Шопена, в ноктюрнах присутствуют вкрапления других жанров, в частности, хорала, который в чистом виде звучит обычно в среднем разделе; есть элементы маршевого движения, элементы мазурки (акценты на слабую долю).
Ноктюрн №1 b-moll (op.9 No.1)
• форма, типичная для ноктюрнов Шопена, - малое рондо, или сложная 3-хчастная форма с новой темой в среднем разделе
• мягкий контраст между темами за счёт сохранения арпеджированной фактуры аккомпанемента
• 1-ая, начальная тема - b-moll
- кантабильная
- нет больших скачков
- украшена колоратурой, романтическими распевами
- характерная для колоратур ритмическая свобода, несовпадение с аккомпанементом
• 2-ая, тема среднего раздела - Des-dur
- в нотах отмечена как Sotto voce
- элегию сменяет музыка танцевального характера
- расширенное изложение мелодии октавами
• 3-я тема звучит перед возвращением начальной, 1-ая тема возвращается с варьированием -> 2 основные темы и предыкт после среднего раздела
Ноктюрн №7 cis-moll (op.27 No.1)
• ноктюрн, внутри которого есть мазурка
• первые 2 такта в larghetto - в аккомпанементе не звучит терция, есть только квинты -> неопределённая опора
• в мелодии звучит минорная терция, затем сразу же мажорная
• левая рука изложена секстолями, в правой руке звучат разные ритмы, в т.ч. пунктиры и дуоли
• сложная 3-хчастная форма, средний раздел начинается со смены знаков (As-dur)
• в конце в Des-dur звучит мазурка в чистом виде
Ноктюрн №9 H-dur (op.32 No.1)
• на протяжении почти всего ноктюрна средний раздел так и не появляется
• в конце - драматическая импровизация вне пульса; перелом изначально подготовлен паузой
• инерция в 4-ом такте от конца нарушается за счёт остановки на тихом аккорде - энгармоническом варианте малого мажорного аккорда, диссонирующей субдоминанты; за счёт ритма - это громадный такт, в котором снимается пульсация; это фактически импровизация, фортепианный речитатив октавами
• немного другая фактура, которая больше подходит вокальным произведениям
Ноктюрн №11 g-moll (op.37 No.1)
• сложная 3-хчастная форма; как обычно, одна тема - по краям, другая - в середине
• 1-ая тема (g-moll)
- скорбный характер, который подчёркивается пунктирным маршевым ритмом в мелодии
- в средних голосах звучит мотив lamento между D и Es
- украшения, близкие к вокальным - например, т.н. приём cercare la nota ("поиск ноты": краткое и долгое повторение звука); группетто, портаменто
- неритмичная импровизация поперёк аккомпанемента
• 2-ая тема (Es-dur)
- переход ко 2-ой теме - всего один аккорд
- написана в хоральной фактуре
• завершение в мажоре вместо минора ∾ Бах
Ноктюрн №13 c-moll (op.48 No.1)
• развивается основная тема - ноктюрн перерастает в жанр наподобие драматической поэмы
• основная тема меняет фактуру при возвращении - возвышенное трагическое раздумье превращается в бурю
• сложная 3-хчастная форма;
• тема получает настолько сильное развитие, что уже не может вернуться в изначальном виде; звучит в 2 раза быстрее, в усиленной фактуре
Ноктюрн №14 fis-moll (op.48 No.2)
• характер, близкий т.н. "славянской песне" ∾ "Жаворонок" Глинки
• более диатоническая мелодия, меньше украшений, простая фактура - традиционный волнообразный аккомпанемент
• полиритмия: в аккомпанементе 3 восьмых, в мелодии 2 - плавное несовпадение, утончённая ритмика
• элементы, напоминающие о вокале - в каденции мелодический голос звучит то в высоком, то в низком регистре
• в среднем разделе - более торжественная музыка; своеобразная тема в хоральной фактуре, но с элементами ритмического рисунка мазурки
Вальсы
От немецкого глагола walzen - "катиться, вращаться". Возник вальс в 70-х гг. XVIII в. в Германии и Австрии.
Предшественником вальсом считается лендлер, крестьянский танец.
Став бальным танцем, вальс начал конкурировать с французским менуэтом и к началу XIX в. обошёл его по популярности. Широкому распространению вальса также способствовали балы, проводимые в период Венского конгресса.
Первым композитором, у которого мы можем найти много вальсов, является Шуберт.
Вальсы двух типов (у Шуберта есть и те, и другие):
1) быстрые, бравурные, т.н. "венские" вальсы, написанные в основном в мажоре;
2) медленные вальсы лирического типа (в то время были менее популярны).
Вальсы имеют особую форму: они строятся на сопоставлении как минимум 3, а то и 5 тем, напоминая тем самым сюиту танцев. Такая форма большой вальс.
Вальсы Шопена.
Вальс a-moll (op.34 No.2)
• в основном разделе звучат 3 темы:
- 1-ая тема (или вступление) на основе бурдона (квинты внизу) (a-moll)
- 2-ая, лирическая тема с вокальной мелодией, близкая к ноктюрну (a-moll)
- 3-я тема более танцевального характера (C-dur)
• средний раздел
- меняется тональность (A-dur) и характер движения (Sostenuto)
- своя тема, которая сначала звучит в A-dur, затем в a-moll
• затем идёт повторение музыки первого раздела: последовательно звучит 2-ая и 3-я темы
• снова музыка среднего раздела
• завершение построено любопытно - возвращается музыка вступления, 1-ая тема, которая получает большое развитие
Вальс cis-moll (op.64 No.2)
• темы устроены более сложно
• 1-ая тема
- возвышенного характера, начинается с восходящей сексты
- встречается хроматическая колоратура, редкая для вальсов
- оттенок хорала
• 2-ая тема
- контрастна 1-ой
- вихревое, кружащееся движение, но при этом плавное
- меланхолический оттенок придаёт гармония в прерванных каденциях
• средний раздел начинается со смены знаков
- Des-dur, più lento
- начинается с восходящей октавы ∾ простор, широкое дыхание
- поначалу нет вальсового ритма, аккомпанемент идёт в хоральной фактуре
• переход ко 2-ой теме; 1-ая тема; 2-ая тема - в репризе 2-ая, быстрая тема имеет дополнительное проведение -> ощущение рондо, в котором быстрая тема является рефреном
Мазурки
Один из самых важных жанров в творчестве Шопена - этот танец ассоциировался с родиной.
*Гимн Польши написан в ритме мазурки.
Мазурка - деревенский танец, который в XIX в. стал бальным, более игровым танцем, нежели вальс. Это трёхдольный танец, в котором подчёркнуты акценты на слабую долю.
У Шопена соединяются признаки разных танцев, в частности, вальса и польского танца оберек, которые звучат в качестве средних разделов мазурок.
Первые мазурки, как и полонезы, Шопен написал ещё в детстве. Первые опусы мазурок появились в 1830 г.
Мазурка C-dur (op.24 No.2) (самая жёсткая мазурка, в которой используются лады народной музыки)
• начало - C-dur
• затем - a-moll (натуральный, без Gis), т.е. эолийский a
• затем - опорный G-dur без Fis, т.е. миксолидийский g
• затем - опорный F-dur без B, т.е. лидийский f
• т.о., в начальном разделе идёт варьирование с опорой на различные тоны - c, a, g
• резкая смена окраски звучания - средний раздел, Des-dur
• в конце возвращается музыка начала в сокращённом виде; очень натуральный мажор без субдоминантовых и доминантовых функций ∾ народная музыка
@темы: лекции: музлит