Анализ 16.12


Составная двухчастная форма

Большой контраст между частями. Репризы нет.
Цельность обеспечивают текст, общая тональность, сценическая ситуация.

В составной двухчастной форме есть неравновесие. Его позволяет исправить соподчинение частей: одна часть основная, другая - подчинённая, не очень устойчивая, не очень структурная, меньше по размеру.
* 1-ая часть главная, 2-ая - кода (ариозо Лизы)
* 1-ая часть - вступление, 2-ая - главная (ария веденецкого гостя)


Чайковский, ариозо Лизы из оперы "Пиковая дама" ("Откуда эти слёзы"

- ариозо Лизы прерывается сценой - оно незавершенное
- составная двухчастная форма
- здесь 1-ая часть главная, 2-ая выполняет функцию коды
- 2-ая часть более свободная, имеет сквозное развитие
- 1-ая часть написана в простой трехчастной репризной форме:
1) предложение
2) poco più animato - середина
3) переход к репризе - речитатив "Кто знатен, кто красив"
4) реприза по-европейским правилам не должна уклоняться в S


Глинка, каватина из цикла "Прощание с Петербургом" ("Давно ли роскошно ты розой цвела.."


- составная двухчастная форма
- тональности G-dur - g-moll
- 1-ая часть главная, 2-ая выполняет функцию большой коды
- 1-ая часть в простой трёхчастной форме
1) период повторного строения, модулирующий в B-dur

2) середина, не имеет четкой формы, отклонение в F-dur, затем вокализ на D7
3) реприза-синтез - 1-ое предложение полностью повторяется, 2-ое предложение неповторного строения
- 2-ая часть у Лизы была свободна; здесь же законченная форма - период повторного строения с расширением, в качестве дополнения звучит фортепианное заключение

 

 

Чайковский "Мы сидели с тобой"


- составная двухчастная форма
- 2-ая часть написана в форме большого предложения, 22112 - дробление с замыканием
- пример, когда проблема соподчинения частей не существует, она намеренно снята
- главная тема - несбывшееся
- тональности E-dur - fis-moll
- 1-ая часть написана в простой двухчастной форме с элементами репризы, 1-ый период повторного строения
- 1-ая часть должна перевешивать, но по смыслу это не так

 

Моцарт, ария Церлины из оперы "Дон Жуан" (Batti, batti)

 

- составная двухчастная форма

- 1-ая часть написана в простой трёхчастной форме с варьированной репризой
1) период из 2 предложений: 1-ое - большое предложение, 8 тактов с дроблением и замыканием, заканчивается на D; 2-ое начинается с оркестра, у певицы небольшие фразы в мотивах, заканчивается на Т
2) средняя часть - "Вновь целовать" - заканчивается на D
3) реприза варьированная, заканчивается на "буду я стоять", идет кода с большими предложениями
- 2-ая часть - "Снова мир у нас настанет" - большое предложение, меняются темп и размер, тональность сохраняется


Римский-Корсаков, песня веденецкого гостя из оперы "Садко"

- составная двухчастная форма, ко 2-ой части есть переход (он нужен, т.к. тональности далёкие - c-moll и Es-dur)
- 1-ая часть - куплетно-вариационная форма, 4 куплета, c-moll
- 2-ая часть - Es-dur, баркаролла, написана в форме малого рондо (трёхчастная форма с новой темой в середине) с варьированной репризой