Изм 04.10
Опера “Зигфрид”
Вотан о Зигфриде в разговоре с Эрдой в начале III д.: “Дитя любви, зависти чуждый, от злого проклятия мир очистит, ибо страх неведом ему”
Много действующих лиц, но Зигфрид главный.
Миме - воспитывал Зигфрида в лесу. Миме надеется, что Зигфрид поможет ему отобрать кольцо. Фафнер после убийства Фазольд стал единоличным владельцем золота, шлема и кольца.
Вотан - в образе странника. Встреча Вотана с Миме, задают друг другу загадки.
На последнюю загадку Миме не может ответить. (Кто скует меч заново?) Вотан отвечает сам - меч скует тот, кто не ведает страха (т.е. Зигфрид). Миме испуган, тк он не научил Зифгрида страху
Встреча Вотана и Зигфрида в последнем действии. Вотан преградил Зигфриду дорлгу, Зигфрид разобьет мечом копье Вотана.
Альберих - просто в надежде добыть кольцо
Фафнер - будет убит мечом
-Эрда - в начале III д, к ней спускается Вотан в надежде узнать что-то о судьбе богов
Брунгильда - спит, окруженная стеной огня. пройти эту стену сможет только тот, кто не ведает страха
Голос птички - появляется 2 раза Вначале Зигфрид не понимает её языка, но после того, как слизнул кровь Фафнера, начинает понисать. птичка дает советы
Эта опера более повествовательная. Нет красот “Валькирии”.
* Последняя сцена, где Зигфрид будит Брунгильда - чувственный диалог
Общее развитие оперы идет от мрачного начала (Миме озабочен, тк не может сковать Зигфриду мея, Зигфрид приходит с медведем)
1 сц - Зигфрид выпытывает у Миме тайну о своих родителях
Появляются обломки меча, Зигфрид велит сковать меч.
2 сц - появляется странник, Зигфрид уходит в лес. Странник сцена с загадками с Миме. Вначале Миме, затем странник
Миме - какой народ живёт в недрах? Какой род самый могущественный на земле? Кто живет выше всех?
Вотан Кто преследует народ, который больше всего любит? Вельзунги. каким мечом может Зигфрид может победить Фафнера? Нотунгом, кот
Кто скажет его заново?
Миме не отвечает. Странник - тот, кто никого не боится, но голову с плеч Миме снимет
3 сц - появление Зигфрида. З упрекает И за то, что тот не может сковать меч. Принимается ковать его сам.
Песня Зигфрида о ковке меча (Вторая его песня в I д, первая была в 1 сц)
Кует меч - первый подвиг Зигфрид. Разрушает наковальню пополам - завершается I д
2д
В лесу.
1 сц - Альберих и потом странник. Альберих - сторож у пещеры Фафнера, ждет его смерти. Фафнер, завладев шлемом, превратился в дракона. приходит странник, предупреждает Альбериха, что Миме взрастил юношу, который может победить. Альберих хочет предупредить Фафнера, тогда Фафнер ворчит, что сам лежит и охраняет Золото
2 сц - Зигфрид и Миме. на рассвете Миме приводит Зифгрида к пещере Фафнера, Чтобы научить страху Все усилия напрасны, Зифгрид все равно никого не боится. Зигфрид прогоняет Миме.
Эпизод шелест леса (Зигфрид один, вспоминает родителей, слышит голос птички, который не понимает, тогда пробует подражать ей с помощью рога). Эта игра будит Фафнера, который выходит из пещеры.
Зигфрид убивает Фафнера - второй подвиг
Кровь Фафнера жжет руку, Зигфрид слизывает кровь и начинает понимать язык птички
Птичка дает Зигфриду советы:
1) взять кольцо и шлем
3 сц - Альберих и Миме. Затевают спор, как делить сокровище.
2) Звучит совет птички по поводу коварства Миме. Мимедает Зигфриду сонный напиток, Зигфрид понимает обман и убивает Миме. Зигфрид один.
3) Птичка рассказывает Зигфриду про Брюнгильду. Мотив сна Брюнгильды.
Конец сцены.
III д. Из 3 сцен
1 сц - открывается мрачным контрактом. Вотан спускается к Эрде и просит предсказать будущее и дать совет, что делать
-Эрда говорит, чтобы Вотан спросил у Брюнгильды про будущее. Вотан рассказывает Эрде о судьбе Брюнгильды. Хочет передать власть Зигфриду.
2 сц - появляется Зигфрид, спрашивает у странника Вотана, куда идти. Вотан преграждает путь (Лейтмотив копья, также когда вызывали Логе), хочет убедиться, что Зигфрид не ведает страха и не боится даже богов. Зигфрид раскалывает копье Вотана.
3 сц - Зигфрид проходит огонь. Сцена пробуждения Брюнгильды. Впервые Зигфрид пребывает в страхе от ощущения прекрасного. Брунгильда осознает, что земная любовь - ее истинное счастье.
Опера “Гибель богов”
Как и все другие оперы, имеет самостоятельный сюжет.
С другой стороны, Здесь есть масса эпизодов, которые относятся в прошлое.
Если сравнивать Зигфриду и Гибель богов, то Зигфриду - опера сияния света, радости, аповеоз счастья, здесь - постепенное крушение всего, что возможно, возникает ощущение роковой развязки!
Три действия с прологом.
Мрак, темные краски лежат даже на светлых эпизодах. Зигфриду попадет к гибехунгам, выпив напиток забвения.
Пролог из 2 сцен
1 сц - три норны, рассказывают прошедшие события
2 сц - пробуждение Брюнгильды. Считает, что Зигфрид должен совершать подвиги. в знак любви совершают обмен подарками: Зигфрид дарит кольцо (то самое), сам получает коня Грана. Сцена прощания
Конец пролога - путешествие Зигфрида по Рейну. тема Рейна, кольца, рога Зигфрида, любви Зигфрида и Брюнсовершаю
1 д. 1 сц - . Гунтер, Гутруна и Хаген. Хаген распределяет
2 сц - появление Зигфрида с конем . Гутруна приносит Зигфриду напиток, он выпивает и все забывает. влюбляется в Гутруну. Зигфрид пойдет помогать Гунтер добывать БрюнгильдуЗигфрид и Гунтер смешивают кровь (делают надрезы мечами
3 сц - скала, где Брюнгильда. она скучает, появляется ее сестра Вальтраута. Рассказывает, что происходит на Вальгалле. просит БрюнгильДу отдать кольцо дочерям Рейна. Брунгильда не может этого сделать, тк это подарок Зигфрида. Приходит Зигфрид (Гунтер пройти не может) в образе Гунтера. Он отбирает кольцо и надевает на палец. Извлекает меч, лежит между ними
II д
У замка Гунтера. 5 сцен. Персонажи из других опер
1 сц - Альберих. приходит к Хагену, который охраняет замок. Альберих поручает Хагену хочет убить Зигфрида
2 сц - К Хагену Зигфрид и Гутруна. Говорят Хагену созывать народ на свадьбу Гунтер и Брюнгильды. Уже видят парус
3 сц - Хаген взывает вассалрид. Единственное место во всей тетралогии, где звучит хор
4 сц - все вместе. Брунгильда видит Зигфрида и ничего не понимает, он ее не узнает, она видит кольцо на пальце.
5 сц - остаются Брунгильда с Гунтером и Хагеном. Брунгильда предает Зигфрида - говорит о его слабом месте (Монолог Брюнгильды). Хаген утешает Брюнгильды - я буду мстить изменщику
Iii д
1 сц - Зигфрид и дочери Рейна, которые просят в песне вернуть кольцо ( Зигфрид отправился на охоту вместе с Гунтером). Говорят ему, что кольцо принесет несчастье - не отдает кольцо (полагает что они сомневаются в его силе).
Появление русалок - большая арка через всю тетралогии
2 сц - Зигфрид находит тех, с кем был на охоте. Начинается рассказ Зигфрида (встретил русалок которые сказали что мертвым нынче мне быть). Хаген дает напиток, который вернет память. Рассказ Зигфрида о детстве, итогом рассказа будет смерть Зигфрида. Гунтер понимает, что Брунгильда была его женой -мотив из сцены пробуждения Брюнгильды . Хаген влезает копье в спину Зигфрида. (Ради спасения чести Гунтера?)
Смерть Зигфрида, его воспоминания, музыка из сцены пробуждения Брюнгильды.
Похоронный марш Зигфрида. - перенос его тела в замок гибихунгов, завершает эту сцену (Шахматы в Гарри Поттера!) Лейтмотив судьбы, страдания рода вельзунгов, смерти, любви Зигмунд и Зиглинды, героя Зигфрида. 3хчастная, в репризе трансформация.
3 сц - Гутрунаа. Хаген рассказывает о смерти Зигфрида. Хаген убивает Гунтера - тот противился против того, чтобы Хаген завладел кольцом. Хаген не может снять кольцо с тела Зигфрида. Появляется Брюнгильда. Гутруна обвиняет Хагена. Последняя сцена: Брюнгильда, монолог. решается и поручает сложить у реки костер для себя и Зигфрида. Брунгильда снимает с Зигфрида кольцо. Шлет на Вальгаллу двух воронов ссообщением, что Зигфрид мертв. тема копья как тема рока. огонь должен поглотить и Вальгаллу в том числе. Лейтмотив валькирии, когда вызывает коня. смерть снова соединяет героев. тема огня. Кольцо сгорит и попадет обратно к дочерям Рейна. Тема искупления любовью, тема Вальгаллы.
В последней опере из других опер повторяются Сле
Из Золота Рейна - дочери Рейна, сам образ Рейна, действующие (русалки, Альберих)
Из Валькирии - появление Вальтрауты, где рассказывает об отчаянии Вотана, предвидерьи Гибели богов; огонь из конца оперы. в Валькирии сцена 2 2 д монолог Вотана - события предвосхищаются
Из Зигфрида - тот же гг, мотив восхождения Зигфрида на скалу, где спит Брюнгильда, осуществляется во второй раз ( в гб в образе Гунтера). Рассказ Зигфрида - рассказ всего содержания оперы Зигфрид
Лейтмотив предыдущих опер также звучат, немного переосмысливается - мотив копья не символизирует больше копье или договор, а тема принятия решения
Траурный марш перед последней сценой обобщает симфоническое развитие тетралогии.
Вагнер пишет о смысле окончания: ри богатство, ни величие ьогов, ни лживые узы жалких договоров - ничто не сделает нас счастливыми. и в скорби и в радости сделает это одна любовь