ИЗМ 06.09.16
Немецкая романтическая опера
Для прошлых композиторов опера не была ведущим жанром.
Первый ранний романтик, для которого была главным жанром - Карл Мария фон Вебер.
Опера на рубеже 18-19 вв.
В Германии опера только начинает определяться, практически все немецкие оперы в то время называют зингшпилями
В Германии и Австрии зингшпилями называли не только космические оперы!
* Бенда “Ромео и Джульетта”
* Антон Швейцер “Альцеста” на текст Виланда - опера с речитативами, все поется
Наряду с этими - оперы, отвечающие нашему пониманию жанра.
Почему? Поэт писал в либретто, что это зингшпиль.
Достижения 18 в: оперы Глюка и Моцарта
И у того, и у другого можно говорить о смешении жанров.
* Глюк в итальянскую оперу вносит черты французской
В 19 в можем говорить, что гегемония Италии и Франции нарушена, сначала немцами, затем другими школами (русская школа становится одной из ведущих). Оперный жанр появляется в Чехии, Польше и тд. Здесь это обращение к собственной истории, языку, утверждение национальной традиции.
Сохраняется тенденция к смещению жанров и отказу от чистоты.
* Космическая опера Вагнера “Нюрнбергские мейстерзингеры” построена по законам оперы seria
В 19 в появляются новые разновидности музыкального театра.
* Комическая опера в виде оперетты становится развлекательным жанром во Франции, некоторые пользуются успехом в Вене. Затем превращается в мюзикл

Балет в 19 в обретает новую жизнь - романтический балет на пуантах, который переносит нас в мир грез

Германия
В Германии опера зарождается во 2пол. 18 в тесной связи с драматическим теаром.
Германия в то время не была единым государством. Драматические труппы ставили как драматические, так и музыкальные спектакли.
К концу 18 в существует уже множество образцов немецких опер.
К началу 19 в вместе с романтизмом возникают первые образцы немецкой романтической оперы.
Первые 1,5 десятилетия - начальный этап.
Начальная точка - создание 2 опер:
1) Эрнест Теодор Амадей Гофман “Ундина” со сказочно-фантастическим сюжетом
2) Людвиг Шпор “Фауст” по роману Клингера
Обе оперы поставлены в 1816 г.
Шпор долго продолжал писать оперы, к концу жизни сделал еще одну редакцию “Фауста”. Заканчивает творческий путь в 1859 г. Принадлежит к поколению, стоящему у истоков немецкой романтической оперы.
Фауст впервые исполнен в Праге. Дирижером был Карл Мария фон Вебер

Карл Мария фон Вебер (1786-1826)
Не дожил до смерти Бетховена (1827). 1828 - Шуберт.
Хотя у Вебера много и фортепианных пьес, он композитор, для которого опера была приоритетной музыкой.
Родился в театральной семье, рано начал сочинять музыку.
В 12 лет проявил композиторский талант.
В 14 лет - первая опера “Лесная девушка” (стала оперой “Сильвана”, ставилась не только в Германии)
1802 г. - “Петер Шмоль и его соседи”
Оперный дирижер и композитор.
1817 г. - становится дирижером оперного театра в Дрездене, руководит им до конца жизни.
Слава пришла вместе с созданием оперы “Вольный стрелок”
В России была впервые исполнена в 1823 г на немецком, в 1824 - на русском.
Премьера состоялась в Берлине в 1821 г.
Помимо Стрелка есть 2 значимых оперы:
1) Стрелок - народно-сказочная опера
2) Эврианта (1823) - Историко-легендарная опера, рыцарская опера
3) Оберон (1826) - сказочно-фантастическая опера

“Вольный стрелок”
Истоком является зингшпиль, тк это опера с разговорными диалогами.
Среди опер Вебера только вторая, Эврианта содержит речитативы.
В основе оперы лежит новелла из “Книги призраков” Апеля и Лауна (сборник вышел в 1810 г).
В этой опере сочетаются классицистические и романтические черты:
Классические черты:
+ Идея борьбы добра и зла
+ Высокие моральные принципы
Романтические черты:
+ Сочетание реального и фантастического мира
+ Борьба за душу человека
+ Добро и зло имеют персонифицированный характер. зло - черный охотник Самьель (роль без пения)
К силам зла относится и соперник Макса Каспар.
Добро - дочь лесничего Агата
Макс - мечущийся герой, разьедаемый сомнениями
+ Внимание к образам природы (охотничьи рога, народные танцы, марши, фанфары???)
+ Обращение к образам фантастики

Строение оперы
3 действия (как будет в 19 в).
Общая композиция:
- по краям - массовые сцены (1д и конец 3д)
- сцены в доме лесничего Куна (начало 2 д и начальная сцена 3д)
- центр оперы - сцена в Волчьей долине (2сена 2 д)
Много замкнутых номеров. много диалогов.
Либретто - Фридрих Кинд.
Увертюра
- основывается на темах из оперы - идея, близкая Вагнеру (система лейтмотивов)но эту идею внедряет еще Шпор
-начало оперы
(не донабрана лекция)