Какая-то туманная (cioè укуренная) лекция, переписанная у кого-то, но другой нет.
upd. из тетради с теми вопросами к итоговому коллоквиуму становится понятно, что половины лекции просто нет! Тогда придётся добавить сюда собственные ответы из тетради.
Лад, ладовые структуры, диатоника, условная диатоника, хроматика, альтерация, отклонение и модуляция, тональности ->Лад - система музыкального мышления, которая основана на смысловой дифференциации тонов.
(а вот к чему следующие 4 пункта - загадка!)
① По метрическому соотношению:
• тяжёлые;
• лёгкие (кто "тяжёлые"? кто "лёгкие", блин? что происходит?).
② По положению в мелодии:
• опорные;
• неопорные.
③ По слуховому ощущению:
• устойчивые;
• неустойчивые.
④ По положению в системе:
• главные;
• подчинённые.
(теперь вроде опять к баранам возвращаемся)
Лад:
• даёт возможность логической и формальной организации;
• определяет характер музыки (мажор - минор);
• даёт напряжение, движение и возможность развития (лад это даёт? серьёзно?);
• делает музыку видом искусства (ну ещё бы).
Ладовые структуры
① Централизованные, тональные структуры
- острое тяготение к тонике;
- итог длительного музыкального развития.
② Децентрализованные, переменные структуры
- есть несколько тональных центров.
③ Модальная организация, также децентрализованная
- единство звукоряда;
- нет тонального центра.
(дальше идут "различия во внутреннем наполнении", но я даже не хочу перепечатывать этот бред сюда)
Диатоника - область родственных звуков, которая определяется возможностью их расположению по чистым квартам.
Условная диатоника - гармонические и мелодические формы.
Хроматика - введение новых звуков в семиступенную диатонику.
Виды хроматизма:
• внутритональный = альтерация (хроматическая гамма)
• модуляционный (появляются хроматические звуки, которые являются признаками новой тональности).
Альтерация - хроматическое видоизменение неустойчивой диатонической ступени, обостряющее ладовое тяготение к устойчивой.
Отклонение - кратковременный переход из одной тональности в другую.
Модуляция - окончательный переход из одной тональности в другую.
Тональность - принцип лада, центральной категорией которого является тоника.
Мажоро-минор - объединение ладов противоположного наклонения в рамках одной системы.
Виды мажоро-минора:
• одноимённый мажоро-минор - мажорный лад, обогащённый аккордикой и мелодическими оборотами одноимённого минора;
• одноимённый миноро-мажор - минорный лад, обогащённый элементами одноимённого мажора.
Мажор и минор - ладовая система, основанная на тональной структуре.
Виды мажора и минора:
• параллельный;
• одноимённый;
• однотерцовый.