Внезапная схема-шпаргалка по тритонам->
Ступени в мажоре, на которых строятся тритоны (ум.5-ув.4):
Натуральный мажор: VII - IV;
Гармонический мажор: II - VI♭;
Мелодический мажор: III - VII♭;
Хроматический мажор: IV♯ - I, V - II♭, II♯ - VI.
В миноре:
Натуральный минор: II - VI;
Гармонический минор: VII♯ - IV;
Мелодический минор: VI♯ - III;
Хроматический минор: IV♯ - I, V - II♭, VII - IV♭.
В ладах народной музыки:
Дорийский (минорный): VI↑ - III;
Фригийский (минорный): V - II↓;
Миксолидийский (мажорный): III - VII↓;
Лидийский (мажорный): IV↑ - I.
Ритм, полиритмия, метр, такт, темп, и - почему-то - типы каденций ->Временная организация музыки
Музыка - искусство временное (vs изобразительное искусство).
Временные соотношения в музыке проявляются на разных уровнях:
1) соотношение длительностей, т.е. ритм;
2) соотношение разделов формы или частей сочинения.
Ритм (в переводе с греческого - "течение"). Может быть применим не только к музыке - во всех видах искусства это соотношение отрезков времени, объёмов, разделов, форм.
В узком смысле ритм - последовательность одинаковых или различных видов длительностей.
Если высота - это точная единица, то ритм - относительная, поэтому важно соотношение длительностей.
Ритмические фигуры в Средние века: самая длинная - максима, затем - лонга, потом - бревис (используется до сих пор).
В бревисе 2 целых ноты, в лонге - 2 бревиса, в максиме - 2 лонги.
В XV-XVI вв. появляются уже знакомые длительности: семибревис (наша целая), фуза (половинка), семифуза (четверть), минима (восьмая), семиминима (шестнадцатая).
XX в.: изобретение секундной стрелки на часах; композиторы начинают использовать длительности меньше шестнадцатой.
Полиритмия - сочетание разных ритмических фигур (например, в левой руке - восьмые, в правой - триоль).
Метр - равномерное чередование ударных и безударных долей.
Такт - отрезок от сильной до следующей сильной доли.
Существуют различные приёмы скрытия сильной доли:
• синкопа - смещение акцента с сильной доли такта на слабую;
• лиги через такт;
• гемиола - приём, при котором 3-хдольный метр изменяется на 2-дольный путём переноса акцентов в такте;
• полиметрия - сочетание нескольких размеров.
Темп - частота пульсация метрических долей. Обычно обозначается на итальянском языке.
Агогика - изменение темпа в процессе музыкального движения.
Цезура - граница между музыкальными построениями.
Мотив - наименьшая музыкальная форма, то, из чего складывается большое музыкальное целое.
Из мотивов складываются предложения, из предложений - период, из периодов - простая форма, из простых сложная.
Типы каденций
① По расположению:
• серединная;
• заключительная.
② По гармонии:
• полная каденция (с окончанием на тонике)
- совершенная (T в мелодическом положении примы, после D или S, взятых только в основном виде);
- несовершенная (хотя бы одно условие совершенной каденции не соблюдается).
• половинная каденция (K64 - D; встречается в середине периода);
• прерванная каденция (K64 - D7 - VI53 с удвоенной терцией).