На самом деле нумерация лекций уже становится условной - например, это на самом деле не лекция 4, а как минимум лекции 4-6 (да и в нотной тетради не ставила даты, разграничить по занятиям будет сложно). Но так как темы близкие, имеет смысл объединить всё вместе.
Определения аккорда, классификация аккордов, увеличенное и уменьшённое трезвучия ->Аккорд
Имеет несколько определений.
1) В переводе "согласие, согласованность" - созвучие из 3 и более звуков (но не менее, чем из 3), которое может быть расположено по терциям.
2) Исторически сложившийся комплекс звуков, обладающий структурной ясностью (точностью), выразительностью (осмысленностью) и ладовой характерностью.
Классификация аккордов
① По интервалам:
• аккорды терцовой структуры:
- основа построения - терция => аккордам, расположенным по терциям, присуща гармоническая наполненность, а также ладовая окраска;
- есть обращения;
- могут быть с задержанием (неаккордовый тон);
- могут быть побочные тоны - чаще всего это аккорды с секстой.
• аккорды нетерцовой структуры:
- не обладают ладовой характерностью;
- часто используются в музыке XX в.;
- два вида: моноинтервальные (квартаккорд, квинтаккорд) и полиинтервальные;
- кластер - аккорд, который расположен по секундам; может быть диатоническим и хроматическим. Впервые в качестве созвучия употреблён в пьесе Льва Орнштейна "Самоубийство в самолёте".
② По количеству звуков:
• трезвучия;
• септаккорды;
• нонаккорды - с середины XIX в. начали употребляться как доминантовые (иногда - как субдоминантовые);
• ундецимаккорды;
• терцдецимаккорды.
③ По расположению звуков:
• основной вид аккорда;
• обращение аккорда.
④ По расположению голосов:
• тесное - расположение, при котором 3 верхних голоса следуют подряд по смежным звукам трезвучия, и между каждой парой голосов образуются терции и кварты;
• широкое - расположение, при котором 3 верхних голоса следуют через один аккордовый тон, и между каждой парой голосов образуются квинты и сексты.
• смешанное - в одном аккорде соединяются широкое и тесное расположения.
Бас при определении расположения роли не играет.
(слева - широкое расположение, справа - тесное)
Мелодическое положение аккорда определяется по тому, какой из звуков аккорда находится в верхнем голосе.
(слева направо: положение квинты, положение терции, положение примы)
⑤ По положению в музыкальной системе:
• диатонические аккорды - аккорды, которые строятся на основных ступенях звукоряда (натуральные мажор и минор).
- трезвучия: мажорное, минорное, уменьшённое (+обращения);
- септаккорды: большой мажорный, малый мажорный, малый минорный, малый уменьшённый (+обращения).
• хроматические аккорды - аккорды, которые нельзя построить на основных ступенях звукоряда (их нет в натуральных мажоре и миноре).
- увеличенное трезвучие;
- септаккорды: большой минорный, уменьшённый;
- все альтерированные аккорды в гармонических и мелодических мажоре и миноре.
К альтерированным аккордам относятся аккорды группы двойной доминанты (DD): DD53, DD7, DD9.
Мнимый аккорд - аккорд, который звучит диатонически, но в данной тональности является хроматическим (например, трезвучие Des-F-As в C-dur).
⑥ По впечатлению на слух:
• консонансы:
- мажорное трезвучие;
- минорное трезвучие;
- мажорный секстаккорд;
- минорный секстаккорд.
• диссонансы - все остальные аккорды.
⑦ По положению в тональности:
• устойчивые аккорды:
- тоническое трезвучие;
- тонические секстаккорд.
• неустойчивые аккорды - все остальные.
⑧ По соотношению аккордов в тональности:
• аккорды главных ступеней: I, IV, V;
• аккорды побочных ступеней - все остальные.
Аккорды тоники: T53, T6, T64.
Аккорды доминантовой группы: D53, D7, М7 и УМ7 (+обращения).
Аккорды субдоминантовой группы: S53, IV7, II53, II7 (+обращения).
Медианты: всё, что строится на III и VI ступенях.
Увеличенное и уменьшённое трезвучия
• Увеличенное трезвучие (УВ53 = б.3 + б.3)
В гармоническом мажоре: УВ53/VI♭→T64/V, УВ6/I→T53/I, УВ64/III→T6/III.
В гармоническом миноре: УВ53/III→T6/III, УВ6/V→T64/V, УВ64/VII♯→T53/I.
• Уменьшённое трезвучие (УМ53 = м.3 + м.3)
В натуральном мажоре: УМ53/VII→б.3/I, УМ6/II→б.3/I, УМ64/IV→м.6/III.
В гармоническом мажоре: УМ53/II→м.3/III, УМ6/IV→м.3/III, УМ64/VI♭→б.6/V.
В натуральном миноре: УМ53/II→б.3/III, УМ6/IV→б.3/III, УМ64/VI→м.6/V.
В гармоническом миноре: УМ53/VII♯→м.3/I, УМ6/II→м.3/I, УМ64/IV→б.6/III.
Аккорд (лекция 4)
На самом деле нумерация лекций уже становится условной - например, это на самом деле не лекция 4, а как минимум лекции 4-6 (да и в нотной тетради не ставила даты, разграничить по занятиям будет сложно). Но так как темы близкие, имеет смысл объединить всё вместе.
Определения аккорда, классификация аккордов, увеличенное и уменьшённое трезвучия ->
Определения аккорда, классификация аккордов, увеличенное и уменьшённое трезвучия ->