Вот это уже нормальная лекция.
Интервалы, их измерение и классификация, хроматические интервалы, тритоны в ладах народной музыки ->Интервал - сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно.
Измерение интервалов
Есть 2 способа измерения:
• ступеневый (количество ступеней) - количественная величина;
• тоновый (количество тонов) - качественная величина, которая выражается прилагательными "малый", "большой" и т.д.
Музыкальная система основана на октавном подобии ступеней.
Простые интервалы - интервалы до октавы.
Составные интервалы - из октавы и простого интервала.
• м.9/б.9 - нона (октава + секунда);
• м.10/б.10 - децима (октава + терция);
• ч.11 - ундецима (октава + кварта);
• ч.12 - дуодецима (октава + квинта);
• м.13/б.13 - терцдецима (октава + секста);
• м.14/б.14 - квартдецима (октава + септима);
• ч.15 - квинтдецима (октава + октава).
Классификация интервалов
① По тому, как взяты звуки:
• мелодические интервалы - звуки взяты последовательно;
• гармонические интервалы - звуки взяты одновременно.
В мелодических интервалах различаются узкие (до квинты) и широкие (после квинты) интервалы.
Обращение интервала - самоизменение интервала, при котором основание становится вершиной, а вершина - основанием.
② По положению в музыкальной системе:
• диатонические интервалы - интервалы, которые могут быть построены на основных ступенях звукоряда;
• хроматические интервалы встречаются только в условии хроматизма (все увеличенные, уменьшённые, дважды увеличенные и дважды уменьшённые интервалы).
- всегда энгармонически равны диатоническим;
- существуют только в условии тональности => неустойчивы и всегда требуют разрешения.
③ По впечатлению на слух:
• консонанс - звучность. Признак консонанса - степень слитности звучания (в б.3 и м.3 совпадает каждая пятая волна).
- весьма совершенный консонанс: ч.8, ч.1;
- совершенный консонанс: ч.5, ч.4;
- несовершенный консонанс: б.3, м.3, б.6, м.6.
*В Средние века консонансами считались только ч.8 и ч.5; б.3 впервые была утверждена как консонанс в XIV в.
• диссонанс - разнонаправленное звучание.
- диатонический диссонанс: б.2, м.2, б.7, м.7, тритон (в секунде диссонирует нижний звук, в септиме - верхний);
- хроматический диссонанс: все хроматические интервалы (диссонанс в условии тональности).
В XX в., когда произведении можно не встретить ни одного консонанса, возникает более тонкая градация диссонансов:
- мягкий диссонанс: б.2, м.7, в некоторых случаях тритон;
- жёсткий диссонанс: м.2, б.7, все хроматические интервалы.
④ По положению в тональности:
• устойчивые интервалы - интервалы, в которых оба звука устойчивы;
• неустойчивые интервалы - интервалы, в которых хотя бы один звук неустойчивый.
Все диссонансы всегда неустойчивы и всегда требуют разрешения.
Хроматические интервалы
• Уменьшённая терция (ум.3 = б.2) и увеличенная секста (ув.6 = м.7)
В мажоре: ум.3/VII→ч.1/I, ум.3/II♯→ч.1/III, ум.3/IV♯→ч.1/V; ув.6/II♭→ч.8/I, ув.6/IV→ч.8/III, ув.6/VI♭→ч.8/V.
В миноре: ум.3/VII♯→ч.1/I, ум.3/II→ч.1/III, ум.3/IV♯→ч.1/V; ув.6/II♭→ч.8/I, ув.6/IV♭→ч.8/III, ув.6/VI→ч.8/V.
• Дважды увеличенная прима (дв.ув.1 = б.2) и дважды уменьшённая октава (дв.ум.8 = м.7)
В мажоре: дв.ув.1/II♭→б.3/I; дв.ум.8/II♯→м.6/III;
В миноре: дв.ув.1/IV♭→б.3/III; дв.ум.8/IV♯→м.6/V.
• Увеличенная терция (ув.3 = ч.4) и уменьшённая секста (ум.6 = ч.5)
В мажоре: ув.3/II♭→ч.5/I, ум.6/IV♯→ч.4/V;
В миноре: на тех же ступенях.
В хроматической гамме все увеличенные интервалы строятся на пониженных ступенях, все уменьшённые на повышенных.
Тритоны в ладах народной музыки
• Дорийский (минорный) - ув.4 на III, ум.5 на VI↑;
• Фригийский (минорный) - ув.4 на II↓, ум.5 на V;
• Миксолидийский (мажорный) - ув.4 на VII↓, ум.5 на III;
• Лидийский (мажорный) - ув.4 на I, ум.5 на IV↑.
Интервал (лекция 3)
Вот это уже нормальная лекция.
Интервалы, их измерение и классификация, хроматические интервалы, тритоны в ладах народной музыки ->
Интервалы, их измерение и классификация, хроматические интервалы, тритоны в ладах народной музыки ->