|mad_fox|
Difendi questa umanità Anche restasse un solo uomo
Анализ 17.02.17

Концентрическая форма (продолжение)

Бородин, ария князя Игоря из оперы "Князь Игорь"



- концентрическая форма используется для изображения плена, безвыходного состояния Игоря
- общая структура: ABC(B)DCBA, т.е. 7 частей + нарушение
- основная тональность - b-moll
- центр композиции - обращение к Ярославне
- A - мелодизированный речитатив "Ни сна, ни отдыха измученной душе". "И божья.." - остановка на D к f-moll
- B - "и бранной славы пир весёлый". As-dur (важно, т.к. это D к будущему Des-dur в центральном разделе) переходит в f-moll. Остановка на D к c-moll на словах "и головы сложив"
- C - "Погибло всё - и честь моя, и слава"
- затем вдруг опять B (нарушение концентрической формы), D к f-moll - "О, дайте, дайте мне свободу"
- в качестве кульминации отрывок B проходит в оркестре
- D - центр - обращение к Ярославне в куплетной форме (2 куплета), тональность Des-dur
- C - "Ужели день за днём" - речитативный раздел, меняется по высоте
- B - "О, дайте, дайте мне свободу" - звучит уже 1 раз, в главной тональности b-moll
- А - заключительный речитатив, повторяется на те же слова с расширением и высокой кульминацией


Вокальные формы барокко


Эпоха барокко в музыке начинается с рождения оперы (начало XVII в.) и заканчивается смертью Баха (середина XVIII в, 1750 г.), т.е. длится полтора века.

Главные жанры эпохи барокко - опера, оратория, кантата. Инструментальные произведения строятся по вокальным законам.

Само название "барокко" не аутентично, было дано эпохе в классическое время и обозначает "жемчужина неправильной формы".
Классики осознавали структурное неблагополучие музыкальных форм барокко, чувствовали отсутствие архитектонических принципов в этой музыке.

Композиторы барочного времени обращают на архитектонику наименьшее внимание. Для них форма представала в виде процесса, т.е. слева направо.
Основной принцип - триада initio - motus - terminus, т.е. начало - развитие - окончание.

Процесс не может отливаться в какие-то визуальные формы. Классикам же это казалось несовершенным.

Формообразование барокко опирается прежде всего на гармонию, это главное средство развития процесса.
Т - неустойчивые функции (развитие) - Т.
При этом у композиторов не было особого разнообразия в функциях, так что в качестве развития были S и D. Модуляционный план был скудный.

Музыкальные формы эпохи барокко:

Вариации на basso ostinato
• Малые формы барокко (старинные 1-,2-,3-частные)
• Составные формы, как правило, танцы (буре, ригодон, гавот)
Ария da capo
Сольная кантата (Бах, кантата №51)


Вариации на basso ostinato

Это вариации на тему, которая неизменно проходит в басу.

Такой темой может быть отрезок хроматической гаммы, как правило, нисходящий, или же фригийский тетрахорд (с низкой второй ступенью).
Тема может быть и сложной,красивой
* Тема из органной пассакалии Баха, в теме присутствуюет восходящее сопротивление. Начало Бах заимствовал у Анри Резона

Основные жанры в данной форме:

Пассакалия (буквально "идти по улице";)
Чакона - заканчивала французские оперы, танец
Ария lamento

(Отличие пассакалии и чаконы: в пассакалии в басу одноголосная тема, в чаконе - басовая мелодия + гармония.)

Иногда тема может меняться - фигурироваться, подниматься в другие голоса (в верхний голос в кульминации), может в какой-то момент вообще исчезнуть, раствориться.

! Тем не менее, вариации заключаются в изменении других голосов и гармонизации неизменной басовой темы.

Также могут быть перестановка голосов, полифонические комбинации, имитационные переклички, что и обновляет звучание басовой темы.
=> Целое произведение выстраивается как процесс изменения темы.

Важная идея - форма второго плана: конструкция, надстраивающаяся над потоком вариаций.
* Вариации 1-3 чем-то похожи. Затем в вариациях 4-6 композитор меняет способ варьирования, а заключительные вариации 7-9 повторяют конструкцию первых
=> возникает 3-хчастная форма как форма второго плана

Формы второго плана могут быть рондообразными, концентрическими и даже сонатными (с группой вариаций ГП, ПП и т.д.)


Разборы:

Бах. Хор №16 Crucifixus из Мессы h-moll



- вариации на basso ostinato
- неизменная тема проходит 13 раз, из которых 1 раз в оркестре ∾ Христос и 12 апостолов (предположение)
- вариации 1-3 - экспозиция
- 1 - оркестр
- 2- другая гармонизация, хор вздохами спускается от сопрано к басам
- 3 - то же самое, только очередность вступления голосов другая
- вариации 4-7 - motus
- 4- меняется музыка в хоре и способ вариации. С этого момента грани между проведениями темы стираются
- 5 - басы имитационно отвечают сопрано, у альтов своя фигура. Такой имитационный поток на разные ячейки называется мотетным принципом. Этот принцип объединяет несколько вариаций
- 7 - в конце вариации голоса сливаются воедино на словах sub Pontio Pilato
- вариации 8-9 - переходный раздел, движение аккордами, всё застывает на D
- 10 - возвращаются слова Crucifixus, своего рода реприза, но с напряженным звучанием
- т.е. форма второго плана здесь - 3-частная
- в конце все голоса проводят тему
- на словах et sepultus est все голоса спускаются в самый низкий регистр
- всё заканчивается в G-dur ∾ преверие Воскресения